Православная Церковь учит, что Священное Писание невозможно отделить от Священного Предания. Предположим, что мы дали Библию человеку, никогда не слышавшему о Христианстве. Поймёт ли он Писание? История показывает, что даже жизнь в Церкви без должного знания Предания не спасает от заблуждения.
Историческое предание свидетельствует о том, что, сотворив первых людей, Адама и Еву, Бог не дал им никакого писания, а преподавал Своё Божественное научение устно. Далее через праведного Авраама, Исаака и Иакова руководил жизнью своего народа. Так продолжалось от Адама до Моисея, при котором появилась первая из книг Священного Писания Ветхого Завета. Но и с появлением Библейских книг устное научение божественным истинам нисколько не утратило своего первоначального значения. Сам Бог повелел Моисею держаться устного предания (Ис. 10:1-2). Пророк Моисей говорил: «Спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих и они скажут тебе» (Втор. 32:7).
Священное Предание пользовалось высоким авторитетом и спустя многие столетия со времён Моисея, что следует из слов праведного Гедеона (Суд. 1:13), пророка Давида (Пс. 77:3-7), Иисуса, сына Сирахова (Сир. 8:11-12). А ведь последний жил спустя тысячу лет после Моисея, когда хорошо были известны книги Божественного Откровения.
Так и после Пришествия Христа Спасителя евангельское благовестие распространялось и сохранялось главным образом, особенно в первые десятилетия, посредством устной проповеди или, что то же самое, посредством Священного Предания.
Мы знаем, что Господь Своё учение излагал устно и никаких писаний не оставил. Известно также, что святые Апостолы, которых было двенадцать и семьдесят, всю жизнь свою проповедовали устно, ибо Спаситель, посылая их на проповедь, не дал им в руки писания. И только спустя годы по Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо, появилась первая новозаветная книга – Евангелие от Матфея, которую он написал для иудеев в виду того, что сам отправился благовествовать другим народам. Нам известны писания апостолов Иоана, Петра, Павла, Марка, Иуды, Луки, Иакова – брата Господа. Следует при этом отметить, что апостол Павел не принадлежал к числу семидесяти или двенадцати Апостолов. Таким образом, только семь из числа последних оставили нам свои писания. Что же делали остальные? Они всю жизнь проповедовали истину устным словом. Да и те Апостолы, которые написали книги, изложили в них далеко не всё, чему были научены от Спасителя и Святого Духа.
Святой апостол Павел говорит, что «три года день и ночь непрестанно со слезами» (Деян. 20:31) учил он каждого из эфесских пресвитеров, причём не упускал им, по возможности, возвестить всю волю Божию» (Деян. 20:27). Но где же записано Это учение Апостола, если послание к Ефесянам содержит всего шесть глав?
В книге Деяний говорится, что Господь по Воскресении Своем, в течение сорока дней, говорил Своим ученикам о Царстве Божием (Деян. 1:3). Но нигде это речение не записано. А то, что многое из учения христиан не нашло отражения в книгах Священного Писания Нового Завета, по-видимому, объясняется тем, что Апостолы не ставили себе цели дать исчерпывающие ответы на вопросы о Церкви, спасении и т. д., а написали для назидания тех, кому уже возвещены словеса истины.
Иеговистов (и прочих сектантов) в их невежестве лучше всего обличает само Священное Писание. Так, в своём Втором Соборном Послании, адресованном всем христианам, апостол Пётр пишет, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, извращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16).
Священное Писание запрещает нам самовольное истолкование его без назидания Церкви. Так чему могут учить нас иеговисты и им подобные не признающие эту Церковь?
Блаженный Августин говорит, что если для всякого занятия, хотя бы маловажного, нам потребен учитель, то не крайне ли безрассудно гордость тех, кто пытается познать книги Божественных тайн через сектантов, которые сами научены «заморскими мракобесами», позволяющими себе трактовать эти книги по своему (читай дьвольскому) усмотрению. А ведь в Первом Соборном Послании Иоан Богослов писал: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
В Священном Писании много таинственного, оно изобилует тайнами, открыть которые может только Дух Святой. Вот как об этом пишет апостол Пётр: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движими Духом Святым» (2 Пет. 1:20).
«Слепые вожди слепых» (Мф. 15:14). Этот апостольский образ исчерпывающе характеризует духовное состояние сект – ибо здесь единый нерв современного сектантства, несмотря на кажущееся его многообразие. Каждый мнит себя спасённым, способным наставлять других. Вот почему среди иеговистов и прочих сектантов такая, едва ли не болезненная тяга к миссионерству. Проповедуют все – и старые, и молодые. И это при поверхностном, начетническом знании Писания. Они повторяют только те цитаты, которые в отрыве от контекста и духа Писания будто подтверждают их учение. Да и эти цитаты они помнят лишь потому, что на своих собраниях повторяют их непрестанно. И им невдомёк, что только избранным своим и подготовленным, Господь открывал тайны Царства Небесного (Мф. 13:11). Так, не мог постичь написанного евнух царицы Эфиопской и, обратившись к апостолу Филиппу, вопрошал: «Как могу уразуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8:31). Итак, само по себе, без наставления, Писание не может быть понято, особенно пребывающими вне Церкви.
Господь Иисус Христос постоянно учил Своих учеников, изъясняя всё сказанное о Себе в Писании (Лк. 24:27), которое свидетельствует, что «многое и другое сотворил Иисус, но если писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», - пишет святой Иоан Богослов (Ин. 21:25). Именно поэтому многое из учения Христа передаётся устно и не записано в Священных Книгах.
Итак, Предание есть совокупность всего богооткровенного учения – устного и письменного, и только вся их полнота позволяет постичь тесную взаимосвязь и смысл Писания и Предания.
Святой Филарет (Дроздов), Митрополит Московский, писал: «Предание не есть простое видимое или словесное передавание учения, правил, чиноположений, обрядов, но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяния и освящения».3
Предание – это, собственно, и есть жизнь по вере в Духе Святом, а святые являются живыми выразителями церковного Предания. То есть Предание – это тайнозримый путь в Царствие Небесное. Но узнать, что такое Предание, возможно только пребывая в духовной, Церковной жизни. Что же понимают сектанты под Преданием Православной Церкви? Они утверждают, что Предание у православных – это не более чем сообщения неканонических книг Библии.4
Обладая истинным священным Преданием, Церковь способна отличить Божие от человеческого и чистое от нечистого (Лев. 10, 10). Отсюда происходит допущение пользования для духовного назидания и неканоническими книгами. Например о празднике обновления, на который ходил в Иерусалим Господь Иисус Христос, сообщается только в неканонической книге. В неканонических книгах содержатся величайшие истины Божественного Откровения. Так, только в книге Маккавейской ясно и определённо сказано, что мир Бог сотворил из ничего (2 Мак. 7:28).
Почему же с такой непримиримостью относятся иеговисты и сектанты-протестанты к этим книгам? Дело в том, что они не признают бессмертие души, а в них со всей определённостью содержится учение о необходимости молиться за умерших. Есть оно и в канонических книгах. Но всё же так чётко, как в Макковейской книге, об этом не сказано нигде (2 Мак. 12:39-43).
В особенных же случаях, для обличения лжеучителей, или для разрешения всяких недоразумений, на основании заповеди самого Спасителя («Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не слушает и их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то будет тебе, как язычник или мытарь» (Мф. 18:15-17), и по примеру святых апостолов (Апостольский Собор в 51 году5) – собираются Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности, со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной области.
Духовный мыслитель III века Ориген, отмечая сугубую важность Священного Предания, пишет: «Мы должны хранить церковное учение, переданное от Апостолов через порядок преемства и пребывающее в Церквах даже доселе: только такой истине должны веровать, которая ни в чём не отступает от церковного и Апостольского Предания».6 Таким образом, мы с вами уяснили, что иеговисты (и иже с ними), не признавая православное Предание, в которое органически входят и постановления Вселенских и Поместных соборов, правила святых Отцов и учителей Церкви, - сами ходят гибельным путём и пришедших к ним ведут к погибели.
Православному христианину пристало во всём следовать Слову Божию, которое в нужной для спасения полноте раскрывает святая Церковь Христова, и удаляться от всякого человека, поступающего по преданию человеческому (Кол. 2, 8), а не по Преданию Апостольскому (1 Тим. 6:20; 2 Тим. 1:137).
Все эти ереси душегубительные иеговистов, и прочих сектантов, стали возможны по мере оскудения любви в сердцах человечества. Предшествуют этому самочиние и отвержение отеческих преданий – единственного источника правильного разумения Слова Божия.
В первом каноническом послании Василия Великого к Амфилохию – епискому Иконийскому – он различает три вида отступления от Церкви: ересь, раскол и самочинное сборище.8
Под ересью святой Василий понимает явное отступление от самой веры в Бога, а еретиками называет «совершенно отторгшихся и в самой вере отчудившихся».
Под «разномыслием» - различные мнения о некоторых предметах церковных и вопросах, «допускавших уврачевание».
Под «самочинным сборищем» святой Василий Великий разумеет общества, руководимые запрещенными в служении пресвитерами и епископами (у иеговистов – старейшины и служебные помощники, хотя они не рукоположены и никто их в сан не посвящал).
Их еретические заблуждения, окончательно оформившиеся в конце XIX века, не являются их изобретением и не появились неоткуда. В древние века много было отступников от истинной веры, на «учения» которых, как две капли воды, похожи утверждения иеговистов.
Так, александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца, и учил, что Сын Божий есть только высшее творение, великий человек. Это учение осудил 1-й Вселенский Собор (см. выше).
Арианский епископ константинопольский Македоний, отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворённою силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну так, как Ангелы. Учение это осуждено на 2-м Вселенском Соборе (см. выше).
Константинопольский архиепископ Несторий, нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила обыкновенного человека Христа, с которым Бог потом соединился нравственно, обитал в нём, как в Храме, как ранее обитал в Моисее и др. пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа он называл Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. Эта ересь была осуждена на 3-м Вселенском Соборе в 431 году при императоре Феодосии 2-м младшем.
Архимандрид одного Константинопольского монастыря Евтихий, отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе, что её подавило Божеское естество. Это лжеучение называлось монофизитством и было осуждено на 4-м Вселенском Соборе в гор. Халкидоне в 451 году при императоре Маркиане.
Еретики-монофилисты признавали в Иисусе Христе и Божеское и человеческое естество, но, что воля в нём была только Божеская. Шестой Вселенский Собор осудил это в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате. Этот же Собор отлучил от Церкви за ересь Римского папу Гонория. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе. Этот Собор отверг принуждение священников к безбрачию, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 литература
II часть "Плач по Бозе"