50. «1. ПРОСЬБА ОТЦА ИСЦЕЛИТЬ СЫНА БЕСНУЮЩЕГОСЯ В ПОЛНОЛУНИЕ. 2. МУЧЕНИКОВ ЕРМОЛАЯ, ЕРМИППА И ЕРМОКРАТА» (Мф. 17:14-23)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
В сегодняшнем Евангелии от Матфея, мы видим, как к Господу нашему Иисусу Христу, в Кесарии Филипповой, подошел человек и стал просить Его исцелить своего сына, который в полнолуние беснуется, и часто бросается то в огонь, то в воду.
Перед этим он уже обращался с просьбой к ученикам Господа, но они не смогли излечить бесноватого юношу. Услышав об этом Иисус сказал с горечью: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился тот час.» (Мф. 17:17-18).
Чуть ли не в каждой своей проповеди я вынужден говорить о маловерии и неверии. Вот и сегодня, мы столкнулись с этим явлением. Все перепробовал тот человек, пытаясь излечить своего сына. И к еврейским учителям ходил и к знахарям, и разные травы перепробовал и снадобия – все напрасно. Хотя слава об Иисусе Христе, гремела уже по всей Иудее и далеко за ее пределами. Что не давало этому человеку сразу придти к Иисусу Христу за спасением своего сына? Мог бы он найти Господа в любой области Иудейской, не считаясь со временем и расстоянием. Но он страдал маловерием, не считал Иисуса Христа Господом и Сыном Божьим, в лучшем случае – одним из пророков. И только перепробовав все, решил обратиться к Его ученикам без веры, на всякий случай.
А, что же ученики Господа? Они ведь, не тот иудей, который знал об Иисусе Христе только по наслышке. Господь призвал их, они уже столько времени были рядом с Ним, слушали Его проповеди, Его притчи, видели творимые Им чудеса: исцеление бесноватого в синагоге капернаумской, исцеление тещи Симона (Петра), исцеление многих больных пркоженного в Галилее, еще прокаженного, расслабленного в Капернауме, расслабленного при Овчей купели, исцеление сухорукого, слуги сотника, воскрешение сына вдовы в г. Наине, прощение грешницы в доме фарисея Симона, исцеление бесноватого глухонемого слепца, укрощение бури на озере Генисарейском, исцеление бесноватых в стране Гадаринской, исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира, исцеление двух слепцов, бесноватого немого, насыщение пяти тысячнего народа, пятью хлебами и двумя рыбами, шествие Иисуса Христа к ученикам по воде, исцеление больных в Генисаретской стране, исцеление дочери хананеянки, глухонемого, исцеление множества больных у Геннисаретского озера, слепого в Вифсаиде; кроме того Господь уже дважды предсказал ученикам о своих крестных страданиях, наставлял их о несении креста. Они были свидетелями великого чуда Преображения Господняя на горе Фавор.
И каждый раз видя эти чудеса, они восклицали: «Истинно, Ты Сын Божий». Но проходило время, и они, понимая эту истинну умом, ослабевали верою в душе. Господь дал им власть над злыми духами, изгонять их Своим именем. Но как только вера их ослабевала, сила данная им, уменьшалась. Поэтому и не смогли они излечить этого бесноватого лунатика.
Они спросили у Господа: «почему мы не смогли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род (бесовский авт.) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:20-21).
Вера, дорогие братие и сестры, потому и называется верой, что она принимается без всякого сомнения. Поэтому Господь наш Иисус Христос, прежде чем излечить человека, всегда спрашивал: «Веришь ли ты, что Я могу это сделать?» Без твердой веры не может быть спасения. Человек без твердой веры, это дерево, которое схватилось за почву лишь одним корешком, и первый же сильный ветер, вырвет его из благодатной почвы Христовой веры. Это дом построенный на песке, - первый же сильный дождь смоет его, ибо нет каменного фундамента. Это гроздья виноградные оторванные от лозы. Это чистый родник, который не имеет деревянного сруба и замуливается стекающей грязью. Это свеча незажженная или лампадка без елея. Это тесто не видевшее огня и потому не ставшее хлебом. В конце концов – это тело без души.
Вера не должна иметь и тени сомнения, иначе это, как в спелом яблоке заводится червь и губит его, так и сомнения в вере, губят христианскую душу.
И что же, большинство живущих среди нас? Разве не так, как тот древний отец, когда случается горе, идут к начальникам земным, к знахарям, ворожкам, экстрасенсам, за последние деньги покупают различные травы, пилюли, у сомнительных «фитотерапевтов», «травников», и часто, в отчаянии идут за утешением к иеговистам и прочим сектантам – служителям сатаны. А почему же, первым делом, не в храм Божий? Разве они не слышали об Иисусе Христе, разве Евангелие не проповедано уже по всему миру, разве не проходят они каждый день возле храмов Божиих или не слышат призывный звон их колоколов? Разве их деды и прадеды не были христианами православными и не пострадали за веру? Да, все это так, но не верят они в Господа, претерпевшего за нас крестные страдания и лютую смерть во оставление грехов человечества. Чтобы быть с Господом, необходимо постоянно делать над собой усилия, понуждать себя на пост и молитву, давит похоти своей плоти, творить дела милосердные, в жизни обходиться малым, не собирать себе богатств на земле, а на небе, постоянно чистить душу свою в таинстве исповеди, быть воздержанным не только в словах но даже в мыслях. Т.е. большей частью отказаться от земного и положить разум свой на небесное. Кому это нужно? Эти люди признают труд, дающий только реальные плоды, видимую прибыль. А, невидимое, духовное, они не понимают и не признают. И хотя большинство из них говорит, что незачем ходить в храм Божий, я и так в душе верю, - это самообман и самооправдание. Каждая душа по происхождению христианка и плачет по Богу, тоскует, а потому и принимает всякий духовный суррогат иеговисткой, баптисткой, пятидесятницкой, адвентисткой, буддийской и прочей сатанинской ереси.
А, теперь, дорогие братие и сестры, поговорим о нас с вами, посмотрим на себя критически. Вот мы и в храм ходим, и в таинствах церкви участвуем, а не допускаем ли мы в души наши сомнения? Часто и густо, мои дорогие! Думаем так, что вот я молюсь, а Бог меня не слышит: денег не хватает, в семье нелады, дети нас не понимают, болезни нас одолевают, люди нас не любят, на наши просьбы в бытовых нуждах Бог молчит, ничего и нигде у нас не ладится. И, вообще разве может Бог все видеть и всех слышать, ведь столько нас на земле? Забываем о том, дорогие, братие и сестры, что говорил царь Давид в своих псалмах: «Создавый око, не видит ли? Создавый ухо, не слышит ли? Создавый человека, не разумеет ли?» Мы ведь помним слова слова Господа нашего Иисуса Христа, что Отец наш Небесный, прежде нашего прошения знает, что мы во всем этом имеет нужду. Однако, сомневаемся в глубине души и боимся остаться голодными и раздетыми, хотя голода еще никогда не видели и раздетыми не ходили. Из-за огородов и пр. работ, забываем молиться и поститься, пропускаем храмовые службы, вместо молитвенного спокойствия и радости, в наших душах тревога, беспокойство и тревога о завтрашнем дне. Разве не того же ищут язычники и неверующие? Тревожимся и забываем слова Иисуса Христа: « Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо у завтрашнего дня довольно своих забот».
Дорогие, братие и сестры! Разве наши предки жили лучше или богаче нас? Избенка, лапти, хлеб и квас – вот и все их земное богатство. Но насколько они были душевно чище, богаче, и счастливее нас, ибо были всегда с Богом в сердце и веру имели несомненную. Разве могло их что-нибудь заставить, кроме болезни и смерти, не придти на службу в этот храм Богородичный? И, уж, конечно, ничто во всей вселенной, ничто не могло их заставить, предать или продать веру православную и Господа нашего Иисуса Христа. О них говорил царь Давид: «Был я юным и состарился, и не видел праведника оставленного Богом, или детей его просящих хлеба». Те вокруг нас, которым плевать на Христа, на христиан, на веру православную, считают себя грамотными, культурными, передовыми, цивилизованными, умными по сравнению со своими предками, но насколько они беднее, глупее, убожливее их в духовном плане и в вопросах совести, чести, патриотизма, любви, веры и милосердия. Эти слова для них далекие, абстрактные и ненавистные. Эти люди, увы, представляют собой страшный и уродливый симбиоз (или проще – смесь) жрущей, чревоугодной свиньи, хищного волка, хитрого лиса и безжалостной акулы-убийцы. Вот до чего они не веруя в Бога истинного, исказили в себе образ и подобие Божие. И если они, возмущаясь, скажут, что верят в Бога в душе, - я скажу, возмущаясь: «Покажите мне дела, достойные веры православной». Еще Господь говорил о них, что они есть суть, волки в овечьей шкуре и по делам их, узнаете их.
Но, давайте посмотрим и на себя. Хотим пройти эту ночь нашей земной жизни, без волнений, потерь, без болезней, в сытости и безбедно, без особых испытаний, не зная горя. А, разве не того ли хотят неверующие и язычники? Мы ведь считаем себя христианами. И, раз так, разве не к нам обращены слова Господа, что кто любит Меня, возьми крест свой и следуй за Мной. Или, что, кто любит отца своего и мать свою больше Меня, или сына и дочь и жену больше Меня, тот не достоин Меня. Разве не предупреждал Иисус Христос своих учеников и всех нас, что не обещает на Земле ни славы, ни богатства, ни беззаботной жизни. Господь ведь говорил нам, что если бы вы были от мира сего, мир бы любил вас, а поскольку вы не от мира, мир будет гнать и презирать, и убивать вас. Так гнали пророков и прежде вас.
Так почему же мы, дорогие, братие и сестры, как только Господь желает проверить нашу веру, нашу крепость, нашу любовь к Нему и посылает к нам для этого болезни, испытания, утраты и скорби, - мы не принимаем их (в своем большинстве), безропотно, со смирением, покорностью за радость и, особенно за скорби. Куда девается наша вера. Мы сразу впадаем в уныние, ропщем на Бога, раздражаемся, начинаем колебаться и сомневаться в вере? Как можно стать опытным воином, если не углубляться все дальше в гущу битвы? К большой скорби моей душевной, как священника вашего прихода, очень многие при первых же испытаниях, при первых ударах в этой битве, бегут с поля боя, бросают Бога, храм наш Богородичный, вас – семью прихожан этого храма, меня, вашего приходского священника. Предают те, кого я считал самыми близкими. Сколько их было в прошлом году и где они сейчас? Сбежали в жизнь мирскую, где тоже нет покоя, где они все равно мучаются, только от этих страданий нет спасения для вечной души.
Ушли заглядывать в рот своим руководителям, с которыми вместе и погубят свои души. Так больно и горько все это видеть, что хочется сказать им словами Господа: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17).
Давайте укрепляться духом, дорогие братие и сестры! Не будем просить у Господа ничего (ибо Он и так знает о наших нуждах), но только терпения и укрепления в вере. И будем благодарить Господа за все.
Дорогие, братие и сестры! Сегодня святая Церковь чтит память св. мученика Ермолая, Ермиппа и Ермократа, которые пострадали за веру в Христа около 305 года. Они были священниками Никомидийского храма, который ранее в 302 году, в праздник Рождества Христова, по приказу византийского императора Максимиана, был сожжен вместе с двадцатью тысячами христиан, собравшимися в храме на праздник. В этот день, по промыслу Божьему, священники Ермолай, Ермипп, и Ермократ были вне храма, когда пришли воины Максимиана, и благодаря этому остались живы. Они скрывались от преследователей и тайно проповедовали христианскую веру среди язычников, так что многих обращали ко Христу. Среди обращенных святым Ермолаем был юноша Пантолеон. (Это великомученик Пантелиймон, память которого мы празднуем завтра – Изюм). Пантелиймон часто проходил мимо дома, где укрывался святой Ермолай. Однажды священник вышел ему на встречу и пригласил войти в дом. Св. Ермолай рассказал ему о Христе и Его учении. Юноше понравилась беседа и он стал часто навещать пресвитера Ермолая. Через некоторое время Пантелиймон принял святое Крещение. Когда об этом стало известно императору Максимиану, он был особенно разгневан, т.к. Пантелеон был врачем при его дворе. Максимиан стал разыскивать тех, кто привел его врача к христианской вере. Святой Ермолай, Ермипп и Ермократ были схвачены и приведены на суд. На кануне св. Ермолаю явился Господь Иисус Христос и возвестил ему о предстоящих мучениях. Святым пресвитерам предложили принести жертвы идолам, но они мужественно исповедовали себя христианами: «Мы не принесем жертвы глухим и бездушным идолам». Они стали молиться на суде, произошло землетрясение и в капище (идольский храм), все идолы рассыпались в пыль. После жесточайших пыток святым Ермолаю, Ермиппу, Ермократу мечем отрубили головы.
Сегодня же, дорогие, братие и сестры, мы чтим память преподобномученицы Параскевы (Пятницы). Единственная дочь жителей страны Сицилии древнего Рима, которую Бог даровал им по их усердной молитве. Мать Полития научила святую Параскеву молиться и с усердием посещать Храм Божий. После кончины родителей Агафона и Политни, св. Параскева, стремясь к духовному совершенству, раздала все свое имущество и приняла монашеское пострижение, и подражая святым апостолам стала ходить по городам и селениям, проповедуя слово Божие. Многих язычников она обратила к вере. Ее успехи в проповеди злили иудеев и они оклеветали св. Параскеву перед императором Антонином Пием. Он приказал привести св. Параскеву и пытался уговорить ее отречься от Христа. Но это было напрасно. Тогда ее подвергли пыткам: надели на голову раскаленный шлем и бросили в котел с кипящим маслом и смолой, но она осталась невредимой. Император удивился, что она сидит в кипящем котле, как в холодной воде, и желая проверить, горячо ли содержимое котла, приказал ей брызнуть на него. Святая Параскева брызнула из котла в лицо императору и смола выжгла ему глаза. Раскаявшись, Антонин стал просить у нее прощения, и она исцелила его. Видя силу молитвы святой, император и многие из его слуг приняли святое Крещение.
Отпущенная на свободу, св. Параскева вновь проповедует. В одном городе, где был правитель, некто Асклипий, святую схватили и вновь предали суду. Ее бросили в пещеру, где жил змей (очевидно доисторическое животное типа тиранозавра), и куда бросали осужденных преступников. Св. Параскева перекрестила змия крестным знаменем и змий издох. Увидев это чудо Асклипий и его слуги уверовали во Христа и крестились.
В другом городе правитель Тарасий, подверг ее жестоким пыткам и ей мечем отрубили голову. Память преподобномучиницы Параскевы (в переводе Пятницы) свято чтится в России.
Сегодня так же чтится память преподобного Моисея Угрина. Он был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями св. Георгием и Ефремом пришел на Русь и поступил на службу к ростовскому князю св. страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком был убит благоверный князь Борис, прп. Моисей Угрин ушел в Киев, где был захвачен в плен польским королем Болеславом и уведен в Польшу, где пробыл в темнице 5 лет. Затем был куплен богатою полькой за свою красоту. Долгое время (4 года) она склоняла его к блудному сожительству, искушая его своим богатством, но ни богатство, ни угрозы не помогли. Он тайно постригся в монахи. Тогда, узнав об этом, полячка приказала бить его палками, пока не снимет монашескую одежду. Когда его немилосердно избивали, он говорил: «Бейте, но не требуйте, не требуйте невозможного». Тогда полячка приказала его оскопить и сделать евнухом, а затем изгнать. Придя в Киев, к прп. Антонию, прп. Моисей поселился в пещере, и здесь подвизался в посте и молитве, до самой кончины в 1043г. Св. мощи и молитвенная помощь прп. Моисея Угрина, исцеляет от блудной страсти, тех кого одолевает плотская похоть.
Сегодня мы также чтим память прп. Моисея, в Дальних пещерах почивающего (XII-XIVв). Он носил на теле вериги (это большие куски железа на цепях) и тяжелый медный крест. Прп-й имел дар чудотворения.
Вот, какие муки и подвиги претерпевали и совершали наши предки, ради веры Православной и за Христа, укрепляемые Им, ибо сам человек такого выдержать не может. Миллионы мучеников за веру, реки крови за Христа. Ведь не зря же, не напрасно. Так почему же мы теперешние, такие равнодушные, ленивые, нерадивые в вере? Как посмотрим в глаза своим предкам, как предстанем пред Господом на Страшном суде? Дорогие мои, время последних гонений на христиан уже совсем рядом и мы, сегодня живущие, его застанем. Страшный суд уже совсем рядом и поэтому не отходите от храмов и помните слова Иоана Крестителя: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное».
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz