48. «НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ»


(Мф. 6:19-34)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
День за днем, от службы к службе, мы с вами, слушая слова Святаго Евангелия, следуем за Господом нашим Иисусом Христом, путями Его земной жизни. Совсем недавно мы были свидетелями того, как Господь призвал к себе первых учеников Симона, называемого Петром и брата его Андрея, и двух других братьев – Иакова и Иоанна. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.... и следовало за Ним множество народа из Галиллеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их...» (Мф. 4: 23,25). «Взошел на гору...», так сказано в Евангелии от Матфея, которое мы с вами сегодня слышали. Поэтому и известна эта проповедь в православном мире, как «Нагорная». В этой проповеди, Господь наш Иисус Христос, дал людям Заповеди Блаженства и другие, но особое внимание Он обратил на то, что является главным для спасения души, на что должен обращать особое внимание человек верующий, чего он прежде всего должен искать живя в этой мирской толчее.
Конечно, странно неверующему или маловерующему человеку, который в земной суматохе надеется только на свои силы, на мирские связи и знакомства, - слышать следующие слова Господа:»Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа (ржавчина) истребляют и воры подкапывают у крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше. Там будет и сердце ваше» ( Мф. 6 : 19-21). Но когда эти люди слышат слова Господни: «... не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.5:34), то они считают это буквально безумием, сумашествием. И где тут понять, - когда каждый день с утра до вечера заполнен мыслями: где достать, как заработать, кого объегорить, через кого переступить, где урвать, кого затоптать? Минуты складываются в часы, часы в дни, дни в месяцы, месяцы в годы, десятилетия, проходит жизнь посвященная мамоне (богатству): дом побольше, машина попрестижней, одежда покрасивее, счет в банке посолидней и все, чтобы не хуже, чем у людей. Где уж тут думать о Боге, о любви, о милосердии, о спасении вечной души? Ведь властитель этой мирской жизни сатана, поставил во главу угла не законы любви и милосердия, ведущие души к спасению, так ненавистные ему, - а закон ненависти и жестокости, - ведущий их к погибели и вечной муке: «или сам грызи, иль лежи в грязи».
Почему законы Божией Любви видятся обмирщленным людям безумием, почему слепы их души? Потому что некогда им в погоне за деньгами, удовольствиями, наслаждениями телесными, поднять глаза к Небу, потянуться душой к Богу.
Глаза их зрячие только к блеску огней, фейерверков, реклам, витринам магазинов, рынков, барам, ресторанам, различным шоу, зрелищам, сборищам, ярмаркам, развратным (или как они говорят) эротическим книгам, журналам, рисункам, телевизору (величайшее сатанинское средство развращения, оглупления и погубления души), короче ко всякой мирской мишуре. А ведь мы всячески должны оберегать свои взоры, а тем более детей своих от всего этого. Послушайте, что говорит об этом в «Нагорной» проповеди Господь наш Иисус Христос: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло, если же око твое худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6:22-23). Да, не ходим в храм, не подымем глаза к иконам, не прочитаем молитву, или Евангелие, или духовную книгу, о каком зрении духовном можно говорить?
В штыки воспринимаются слова Господни «не заботьтесь о завтрашнем дне...» Многие, живущие по законам мирским наживо понимают это, как призыв к лени, безделью, тунеядству. Те, которые, действительно, тунеядцы, пьяницы и пр. берут эти слова для оправдания своей бесполезной жизни. Т.е. каждый слышит всегда то, что хочет слышать и видит то, что хочет видеть. И только истинно православный христианин понимает духовный смысл этих слов. Разве Господь призывает к тунеядству? Нет, Он говорит, что будь ты землепашец, ремесленник, воин и т. д. должен дело свое делать со тщанием, добросовестно. Человек должен так же радеть о своем теле, здоровье ( в разумных пределах), ибо тело есть храм души, и никто не смеет разрушать храм или содержать его в нечистоте. Человек обязан заботиться о своих близких и ближних, ибо святоотеческая мудрость гласит, что не заботящийся о ближнем своем – хуже язычника.
Но мы с вами должны понимать. Что есть труд физический, а есть труд духовный. Есть здание храма, а есть в этом здании святыня – алтарь (со святая святым Престолом Божиим). Есть бренное и смертное тело, а есть бессмертная, вечная душа. Вот подумайте сами (хотя это далеко не лучшее сравнение) если бы человек заботился только о своей голове и лице, умывал бы мазал бы кремами, завивал бы волосы, вешал бы золотые серьги, красил брови и ресницы, румянил бы щеки, а об остальном теле не заботился? Грязная шея, руки, ноги, нестриженые ногти, рваная одежда, смердящее тело? Вот видите, вам становится смешно и противно ибо это абсурд. А почему же людям не смешно и непротивно, почему они не считают абсурдным, когда они в поте лица трудятся для своего тела, которое поразит смерть и будет оно съедено червями могильными, и не хотят пальцем пошевельнуть на ниве труда духовного, для спасения души вечной, неподвластной смерти? Где будет душа, когда расстанется с бренным телом: в Царстве вечной радости или в плачевной и страшной юдоле вечной муки? Это очевидно. На какую зарплату может рассчитывать человек, на какую награду, если он не трудился. Ведь даже по мирским законам оплачивается труд, а не безделье. Да и за все надо платить.
Или возьмем библейский пример. Жили в городе тысячи людей и трудились они в поте лица для ублажения своей плоти, ели, пили, веселились, развратничали и достигла вонь их нечестия – Небес. И жил среди этой многотысячной толпы. Праотец наш Ной благочестивый со всем своим семейством. Он соблюдал Заповеди, данные Богом Моисею, молился и верно чтил Бога. За что Господь и избрал его с семейством быть спасенным и стать продолжателем рода человеческого, после Всемирного потопа. Чудаком и ненормальным считали его горожане развращенные, видя его праведную жизнь. А когда он стал строить огромный корабль в месте, от которого было так далеко до моря, они вообще посчитали его сумасшедшим и смеялись над ним. Они строили свои шикарные «корабли» (т.е. дома, бани, театры, стадионы), где было так светло, тепло, уютно, весело, интересно для тела.
Не давал ли человеколюбивый Творец, этим нечестным людям, возможность последнюю задуматься о душе, одуматься, видя строящийся Ноем ковчег (ведь строился он не один месяц)? Не ходил ли добрый Ной среди них, не говорил ли о предстоящей опасности, не просил ли с горячими слезами всех одуматься, покаяться, вернуться к Богу? Но, увы, глаза их слепы и души их черствы. И что в итоге? Разверзлись хлябы небесные, и пошли дожди, и стала подниматься вода все выше и выше. Тогда вспомнили люди слезные призывы старого Ноя, да было поздно. Спасли ли их величественные «корабли» их домов, дорогие одежды, богатство, связи? Не равны ли стали перед смертью богачи, бедняки и даже цари? Что дал им, их труд физический для похотей тела, рядом с которым не было труда духовного для спасения души? – Гибель и вечную муку!
А разве наши теперешние времена последние, не похожи на времена Ноевы? Разве не построены, не строятся сейчас, не открываются «корабли» храмов православных? Разве не призывают в наши дни священники православные, со слезами на глазах и с болью в сердце, всех бредущих путем широким мирской жизни, - ко спасению, к покаянию, к труду духовному? Разве, как в те времена ветхозаветные, не смеются над священством и православными христианами, люди забывшие и не желающие знать Бога Истинного вечной жизни и спасения? Разве мир не продолжает катиться в пропасть адову? Разве не презирают, не считают ненормальными тех, кто стараясь жить по Заповедям Христовым, любит ближнего. Не гонится за богатством земным, терпит насмешки, и оскорбления старается принимать с кротостью? И разве, как тогда, если вдруг придет день Страшного суда, не будут в страхе хвататься за верующих неверующие? Ведь говорил старец св. иеромонах Серафим Вырицкий, который жил в наши дни и умер после В. О. войны в 50 – е годы: «Наступит время, когда за одного верующего, сорок неверующих хвататься будут, чтобы вытащил».
Возвращаясь к началу нашей проповеди подчеркнем, что во главу угла, православный христианин, должен ставить прежде всего труд духовный, труд молитвенный, организовать жизнь по заповедям Божиим, законам Православной Церкви и главнейшей заповеди Господа нашего Иисуса Христа: « Да любите друг друга, как самого себя». Вот то основание, тот фундамент, на котором должна зиждется надстройка мирской жизни .
У каждого из нас бывали в жизни ситуации, когда в семье, казалось бы, безвыходное материальное положение, и вдруг решается само по себе (а мы то с вами понимаем, что это помощь Божия). Иисус Христос сказал: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает (прежде вашего прошения, что вы имеете нужду во всем этом). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:31-33).
Далее Иисус Христос предупреждает тех из нас, кто пытается и Богу служить и Богатство копить, что это невозможно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мф. 6 :24). И вы, дорогие братие и сестры, видите в нашей жизни, что попроси у богатого (в скобках читай «жадного») кусок хлеба, и он заплачет; попроси у бедного, и он всегда найдет, чем поделиться. Если Господь дает человеку возможность быть богатым, то только для того, чтобы живя в достатке, он питал бедных, а не копил деньги.
Дорогие мои! Не завидуйте богатым, нечестивым, ненаходящим время для Бога, живущим сегодня всласть, ибо к ним обращены вот эти гневные слова Господа: «...горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (будете голодными). Горе вам смеющиеся ныне! (от жизненных удовольствий, над бедными, на православными христианами) ибо восплачете и возрыдаете!» (Мф. 6:24-25). Вот и сегодня, дорогие братие и сестры, открыты двери храма нашего, корабля спасения, и как в ветхозаветные времена Ной, а сегодня священник, призывает ко спасению, но, увы, как тогда, так и сегодня, не идут сюда те, о которых было сказано Господом выше. Давайте, как всегда, помолимся о них: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят. Жаль их до слез, будут стучаться в двери храмов, ища спасения от муки вечной в последний день, - да будет поздно....
А мы с вами, дорогие мои, будем просить у Господа укрепления в вере и терпения, чтобы до самого конца не покинуть нам корабль веры православной, плывущий в жизнь вечную и будут нам утешением Заповеди блаженства, данные нам Господом нашим Иисусом Христом в «Нагорной проповеди».
«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь; Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь...» (Лк. 6:21).
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz