46. О ПРИОБЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАЙН


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
Поскольку храм наш Свято–Ахтырской иконы Божией Матери, только начинает служить, и почти все из вас в вере православной только начинают делать первые шаги, - то в наших проповедях, мы будем учиться основам христианства. И сегодня поговорим об одном из семи таинств – Таинстве Причащения.
Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин только) под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинство соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Напоминаю, что без исповедания своих грехов, без причастия и без делания добрых дел – невозможно спасение души.
Таинство Святого Причастия установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал Своим ученикам, говоря: «Приимийте, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Так же взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставлении грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мт. 26:26-28)
В беседе с народом Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой (православной) и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прилагаются, или пресуществляются в истинное тело и истинную кровь Христову.
Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Иисус Христос. «Один хлеб, и многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит апостол Павел (1 Кор. 10:17).
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь мало кто имеет такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако Св. церковь заповедует причащаться обязательно каждый пост (28 – го в среду, заканчивается Успенский пост) и никак не реже одного раза в год. А кто может добросовестно готовиться то – 1 раз в месяц.
Посмотрим же, дорогие братие и сестры, духовным взором на таинство причащения, равного которому, - нет во вселенной.
Зная, что Ему надлежит быть убитым, на третий день воскреснуть и вознестись на небо к Богу Отцу, Господь наш Иисус Христос, не оставляет своих учеников – апостолов, (а вместе с ними всех нас православных христиан) и завещает до конца веков творить таинство евхаристии, т. е. Он не только добровольно отдал Свое тело на муки, во искупление грехов человечества, но чудесным образом, дал нам всем возможность прикасаться Его Тела и Крови, принимать Его Самого внутрь наших душ и телес недостойных и грешных, под видом вина и хлеба, во оставление грехов наших и жизнь вечную. Старцы свидетельствуют, что когда начинается на Литургии Евхаристический канон пением Херувимской песни, тогда отверзается купол храма в алтаре над Престолом и сонмы Херувимов и Серафимов сносят и кладут на Престол перед священником истинно живого младенца Иисуса Христа. Замирает все Царствие Небесное, в трепете и страхе закрывают крылами свои лица Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, и все силы небесные, - не в силах смотреть, как священник специальным копием раздробляет тело Богомладенца, и какую Он (Господь) Долготерпеливый и Многомилостивый, при этом испытывает боль; они не могут зреть, потоки его истекающей крови. (А мы, в это время, продолжаем разговаривать, двигаться по храму, отвлекаться. А мы не считаем нужным, ленимся встать на колени и сделать земной поклон, когда священник выносит Чашу с Телом и Кровию Христовой и призывает всех: «Со страхом Божиим и верою приступите»! В это время встает на колени вся вселенная). А, если подумать, что таинство евхаристии осуществляется во всех православных церквях, на всей нашей планете, - то, фактически, тело, Богомладенца Иисуса Христа, раздробляется с утра до ночи, и с ночи до утра, каждый час, день, год, век, тысячелетия – непрестанно, для нашего спасения. Господь дает нам Самого Себя, призывает: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое…», «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя..» т. е. говорит Он: ну, что вам еще можно дать, чтобы вы спаслись?» Еще раз напомню, слова Господа, что только ядущий Его Плоть и пиющий Его кровь, имеет жизнь вечную. А мы, несчастные, говорим: «Ніколи нам ходити у Церкву. Та і навіщо? Я і так у душі вірю” Бедные, глупые, духовно слепые!
Покажите мне дом, где можно услышать истинное евангельское слово Божие. Покажите мне человека, кроме православного священника, которому Господь дал бы власть прощать и разрешать, в таинстве исповеди, все грехи ваши. Покажите мне, на всей планете, президента, царя, короля, которому было бы дано Богом право совершать Таинства: крещения, миропомазания, исповеди. Елеосвящения, брака, - через руки, которого сходит на всех и все Дух Святой. И, наконец, покажите мне человека, по молитве которого сходит на святые Дары Дух Святой и хлеб и вино, пресуществляется в Тело и Кровь Христовы. Назовите мне дом мирской, магазин, торжище, дворец, где бы вам, для вашего спасения, преподали истинные Тело и Кровь Христовы, под видом хлеба и вина. А мы не идем в храм, зато находим время, ходить на торжища, которые устраивают каждую неделю, практически, под окнами нашего храма. Сходить к куму на пьянку, или к друзьям на день рождение, или часами перемывать кости ближнему своему – у нас время находится. А в храм божий, где Господь отдает нам Самого Себя, придти – мы не находим времени, сразу вспоминаем о хозяйстве.
Что касается подготовки к причащению Святых Тайн, мы, по слову Иоана Златоуста, должны уяснить себе следующее.
«Чтобы нам причаститься Святых Тайн не во вред себе, а во здоровье, не в осуждение, а во спасение души, прошу всячески очистить самого себя. Никто пусть не говорит: я покрыт стыдом, совесть моя полна грехов.... пяти дней достаточно, чтобы очистить множество грехов, если мы будем (поститься), трезвиться, молиться, бодрствовать. Ты смотри ни на то, что время кротко, а взирай на то, что Господь человеколюбив. И блудница приступив к Христу, в краткое мгновение времени смыла с себя весь позор. Потому, что она приступила с теплым расположением, с пламенною душою и горячей верою. Чем прогневал Бога, тем самым умилостивляй Его. Ты похитил деньги? Возврати обиженным похищенное, еще прибавь к этому своего и скажи подобно Закхею – мытарю: « возвращу четверицею за все, что я похитил».
Ты прогневил Его языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком опять умилостивляй Его, вознося чистые молитвы, благословляя злословящих тебя, благодаря наносящих обиды. Бог человеколюбив и милостив, и как мучающаяся родами женщина, желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить свою милость, - но грехи наши препятствуют этому.
Многие приступают к Святому Причастию ради праздника, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником или торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью. Надо за несколько дней очистить себя покаянием, молитвами, милостынею.
Не странно ли, когда мы, при приближении праздников, за несколько дней, вынимаем из сундуков самое лучшее платье и обувь, делаем обильный запас для стола, придумываем множество закупок, и всячески убираем себя и украшаем. А о душе, оставленной нечистой, оскверненной, томящейся духовным голодом нисколько не заботимся. Тело вводить на праздник украшенным, а душу оставлять обнаженной и безобразной? Тело твое видит такой же раб, как ты, а душу видит Господь и за то, что ты не заботишься о ней, подвергает величайшему наказанию. Поэтому постом, молитвою, ты должен подготовить душу к принятию Иисуса Христа, Царя Небесного. А когда Царь входит в душу, тогда в ней должны быть великая тишина, великое спокойствие, глубокий мир помыслов, а сердце сокрушенное и смиренное.
Намереваясь приступить к страшной и Божественной трапезе и Святому Таинству, делайте это со страхом и трепетом, с чистой совестью (очищенной на исповеди), очищенной постом и молитвою. Подумай себе, что ты земля и пепел, причащаешься тела и крови Христовых».
Подводя итог сказанному, еще раз уясним себе, что готовясь к причастию необходимо:
1. Поститься хотя бы неделю, с воскресенья этой недели до субботы следующей (т. е. не есть пищу животного происхождения, а только растительную).
2. В эту неделю должен быть пост и для глаз, и для языка, и для всего тела. (т.е.: исключить: просмотр телевизора, слушание радио, магнитофона, пластинок, чтение мирской литературы, посещение гостей, зрелищ (театров, кино, шоу, дискотек), посещение торжищ (рынков, базаров, ярмарок). Не обсуждать ближнего своего, не сплетничать, не ругаться, не злословить. Если с кем находишься в ссоре, - обязательно примирись, попросите прощения по крайней мере трижды, предложи ему мир. В ссоре, не смей приступать к причастию;
3. Обязательно должны читать утренние и вечерние молитвы, Евангелие(у кого есть);
4. Накануне Литургии, необходимо быть обязательно на вечерней службе;
5. Необходимо исповедоваться на вечерней службе или утром на Литургии;
6. Накануне вечером прочитать молитвы на сон грядущий и канон ко причастию с канонами покаянными.
7. Утром прочитать молитвы утренние и молитвы ко Причастию (Молитвенник);
8. Начиная с полуночи, ничего не есть и не пить ни капли (зубы чистить с вечера);
9. Иметь на груди нательный крест.
Кто дерзнет приступить к причастию святых Тайн не выполнив этих правил, будет иметь смертный грех. Ибо старцы видели, что когда к причастию подошел человек без подготовки, появился невидимый для других Дух Святый в виде голубя и склевал Св. Дары т.е. человек думает, что он причастился, а на деле заработал смертный грех против Тела и Крови Христовых. Поэтому будем готовиться к страшному таинству причастия Святых Христовых Тайн достойно, чтобы они не были нам во суд или осуждение, но во исцеление души же и тела, и в жизнь вечную.
Не забывайте, умоляю вас, о ваших заболевших близких и родственниках (особенно престарелых), и приглашайте священника, который совершит Таинство маслособорования, исповедует и причастит больного. Жизнь и смерть – в руце Божией, но если уже человеку умереть, чтобы не отошла душа его к Богу, без исповеди и Св. причастия.
Причастников поздравляю со св. причастием, а всем вам, дорогие братие и сестры, доброго здравия и укрепления в вере.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz