44. В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Лк.-10. 38-42; 11:27-28)
МАРФА И МАРИЯ - БЛАГАЯ ЧАСТЬ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры! Живем мы с вами в этом бренном мире, окруженные повседневными заботами о хлебе насущном, плаваем, как утлые суденышки, в грязном, бушующем океане мирской жизни и, к сожалению, многие из нас, весь свой недолгий век, все силы тратят только на то, чтобы не просто не утонуть, но любой ценой обеспечить себе комфортное плавание: с шикарным жилищем, престижной машиной, красивой одеждой, сладкими едой и питием, в ублажении своей плоти, которую возводят в ранг кумира и живут исключительно для нее, исполняя тщательно все ее животные потребности и ни в чем себя не ограничивая. На горе свое – не хотят, - таковое большинство неразумных капитанов, - задуматься о том, что плавание по этому океану временной земной жизни, рано или поздно, приходит к концу, и о том, верен ли сейчас их курс и к каким берегам он их приведет. Океан мирской жизни всегда бушующий, полон подводных рифов и невидимых скал. Поэтому невозможно суденышку человеческому в этой буре без лоцмана или без маяка. Но каждый человек выбирает себе того лоцмана, которому доверяет, и, без сомнений, плывет на свет того маяка, который ему приятен. Кто правит веком сим земной жизни?
-Сатана со своими бесами.
Этот падший дух, дерзнувший восстать против Творца, но ничего не могущий Ему сделать, всю силу своей ненависти к Богу, направил на высшее Его творение - ЧЕЛОВЕКА. Он не являет явно свою мерзскую образину человеку. Он усердно и успешно маскируется под различными личинами, - бутафорски красивыми и приятными для людей следующих по похотям своей тленной плоти: «ешь, пей, веселись» Вот для них и готов авторитетный лоцман, вот для них и светит маяк, яркими огнями неоновых огней реклам, витрин, вывесок магазинов, ресторанов, баров, казино, и прочее. И плывя, как загипнотизированные, на свет этого маяка, разбиваются они о скалы адовы и губят свои бессмертные души, обрекая их на муку вечную.
Бог Творец почтил человека свободной волей. Он, как бы странно это не звучало: «становится бессильным перед человеческой свободой. Любовь Бога к человеку столь велика, что Он не может принуждать»(Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 157)Господь стучится в сердце каждого человека. Он, как нищий, стоит у дверей наших душ и просит подаяния любви к Себе. Творец вселенной, Которому повинуются стихии, перед Которым трепещут бездны, - никогда насильно не ворвется в дверь души человеческой, но стоит у порога и терпеливо ждет, когда Ему откроют. А человек, со свободной волей, или открывает дверь души своей низменным страстям и похотям, (а вместе с ними сатане с бесами), которые разграбляют богатство души превратив ее в жалкий, загаженный, смердящий, разбойничий вертеп; или открывает эту дверь Господу , Который, не гнушаясь закатывает рукава и выметает всю грязь из человеческой души, прикладывает бальзам своей неизреченной любви, исцеляя страшные, гниющие, смертельные раны, которые человек нанес себе своим же грехами.
Я уже сказал, что все мы, дорогие братие и сестры, плывем по бушующему океану мирской жизни, но тем, кто услышал стук Господа и открыл Ему свое сердце, - все бури и штормы этого океана, - не страшны. Да, текущая жизнь, борьба за хлеб насущный, пытаются так пригнуть наши головы, так придавить наши души к земле, чтобы некогда было нам поднять глаза к Небу, обратиться мыслями к Богу, но мы в Господе и Господь в нас. Открыв сердце Господу нашему Иисусу Христу, мы с вами, христиане православные,уже не плывем по бушующим водам на утлых скорлупах, но всех нас собрал на вечном и непотопляемом корабле, Истинный Бог наш Иисус Христос, название которого: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская, Православная Церковь».
Трудно всем нам приходится в этой жизни. Но, если мы не гонимся за богатством, роскошью, увеселениями, наслаждениями плоти, то все трудности облегчает нам Господь. И, скажем честно, мы с вами, дорогие мои, пока еще не без крыши над головой, не раздеты, не разуты, и не знаем голода. Да и нельзя забывать, что любящих Его (как, впрочем, и не любящих), Господь не оставляет. Пример тому слова царя Давида, что: «Был я юным и состарился, и не видел праведника, оставленного Богом, или детей его просящих хлеба». Мы должны богатиться Господом, а не тленным богатством, и тогда будем истинно богаты, ведь недаром народная мудрость гласит: «Богат не тот, кто имеет много, а кто привык обходится малым». Тогда, дорогие мои, христолюбцы, душа, не имеющая тяжелых материальных оков и попечений, стремится горе ко Господу и находит силы и время для поста и молитвы т. е. избирает часть благую, как сказано об этом в сегодняшнем Евангельском чтении от Луки, которое мы с вами сегодня слышали. Там говорится, что идя со своими учениками от селения к селению, пришел Господь наш Иисус Христос в весь некую, где: «женщина именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя сказала: Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне, Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:38-42).
Всегда ли мы, дорогие мои прихожане, избираем благую часть, как избрала ее Мария? Нет, - далеко не всегда, (я уже не говорю, о тех несчастных, для которых вера православная, это всего лишь дань моде). Разве Марфа была неверующей женщиной, или злосердечной? Нет! Напротив. Она с радостью приняла в дом свой Иисуса Христа и без сомнения называла Его Господом. Она не пожалела лучших продуктов, чтобы угостить Его и учеников. Марфа, не жалея сил, готовила обед для гостей. И что же сказал ей Господь с легкой грустью: «Марфо, Марфо, о многом ты печешься...». Господь, стоящий у дверей наших сердец, как смиренный нищий, просит у нас, (в качестве милостыни), прежде всего любви к Себе, а лишь за тем всего остального. Вот так и мы с вами, дорогие слушатели слова Божиего, ох, как часто дерзаем говорить Господу нашему, в то время, когда надо придти в храм и припасть к ногам Иисуса (как Мария):
«Господи! Что Ты, не понимаешь что ли, что мне надо вместо службы - на огород, или на стройку, или постирать, или в доме убрать, или на рынке быть, или в дом что купить, или к куму на чарку сходить...?» И, как в свое время Марфе, так и нам, на наше неразумие и дерзость, отвечает с горестью Господь: «Александр, Надежда, Людмила, Елена, Виктор и др.! Чада, о многом вы беспокоитесь и заботитесь. Но ведь все это земное, бренное, временное, преходящее. Или моль поест, или ржавчина. Или воры украдут, или придет сильный, - и отнимется у вас дом, машина, земля, вещи, и даже сама жизнь. Посмотрите на Марию, сидящую у ног Моих и слушающую слово Мое, - ведущее к спасению души и жизнь вечную. Эта та благая часть, которую у вас никто отнять не сможет!» Чтобы исполнять слово Божие, надо прежде всего, его слышать. Слушание и исполнение слова этого, - основа вечного блаженства. Сегодня мы с вами слышали слова Иисуса Христа: « блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк: 11:28).
Где же мы можем слышать Божие слово истинное, не извращенное в угоду врагам Православия? На площадях, кишащих взбудораженными людьми? На ярмарках и рынках? На зрелищах и в балаганах? В казино, кабаках, пивных и барах? На бесчинных сборищах иеговистов и пр. сектантов? На, так называемых, проповедях новомодных западных проповедников, которые и по- русски или по- украински говорят с трудом. А может на стройке или на огороде? Нет, дорогие мои! Это слово истинное, мы слышим в храмах православных. Вот где находится та благая часть, которую почти две тысячи лет назад, избрала Мария.
Не даром, возлюбленные во Христе братие и сестры, я, в сегодняшней проповеди, особо подчеркнул значение храмов православных для спасения души человеческой, потому что именно в сегодняшний день, много и много столетий назад, была введена в храм Божий, Пресвятая Владычица наша Богородица.
Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы возник на основании Церковного предания, чтобы пролить свет на тайну домостроительства Божиего, совершившуюся, на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу. Церковь раскрывает нам неисповедимые пути Господни, ибо в Священном Писании это событие покрыто молчанием. Эти пути Господни, готовят в Деве Марии Вместилище для Божественного Слова: «от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу» (Стихира на литии), Которая «вводится днесь» во святая святых как «священное сокровище славы Божией».
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, прожили всю жизнь до глубокой старости и не имели детей. Горько им было, все эти долгие годы, слышать насмешки и упреки во всяких «тайных грехах» от сограждан, ибо в среде иудеев бесчадие (неимение детей) считалось наказанием за тайные грехи. Но всю свою жизнь они провели праведно, в молитве и соблюдении Заповедей. Долгие годы они молили Бога о разрешении неплодия и дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И Бог послал им дитя, которого назвали они Марией. Не было предела счастью престарелых родителей. Первые шаги, первые слова, - все это наполняло их сердца непередаваемой радостью. Но более всего они любили Бога и потому, каким бы горьким не было для них расставание с дочуркой, - они выполнили свой обет, данный Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители, собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках, - привели ее в Иерусалимский храм. Там была она встречена первосвященником и многими священниками. Лестница в храм была крутая в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только ее поставили на первую ступеньку, укрепляемая силой Божией, быстро прошла остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву за завесу в святая святых, куда один раз в году входил только первосвященник и то лишь с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились этому необыкновенному событию.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно одному Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Каждая душа христианская может находить в храме такое же блаженство, какое находила в нем Пресвятая Дева, введенная во храм Господень с младенческих лет. Грех удаляет нас от Бога и лишает Его благоволения. Но чрез посещения храма мы опять приближаемся к Богу и привлекаем к себе Его Небесную милость. В святых храмах обитает Сам Бог, а вместе с Ним – все Ангелы и святые. Небожители являются защитниками и покровителями нашими. Они своими молитвами помогают нам и испрашивают нам все первонеобходимое для жизни и благочестия. Молитвами, чтением или слушанием слова Божия мы входим в общение с Богом и беседуем с Ним. В особенное, таинственное общение с Богом Иисусом Христом, нашим Искупителем, мы входим через совершаемое в храме таинство Причащения. В храмах примиряемся мы с Богом, приносим раскаяние в грехах и получаем прощение наших грехов. Как бы ни тяжки были грехи наши, но благодать Божия врачует любую немощь. Из церковной врачебницы никто не выходит без исцеления, если сам того захочет болящий и будет приносить искреннее покаяние. С отпущением грехов возвращается мир в истерзанную душу. Здесь, в храме, одно спасительное слово и одно сердечное сокрушение о грехах может произвести переворот, удивительную перемену в человеке и сделать его из грешного праведным. Здесь, пред Престолом Всевышнего, наши молитвы соединяются с молитвами святых. Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей перед Богом, является Пресвятая Богородица. Она с трех лет находилась при храме Божием до того времени, пока не сделалось орудием спасения всего мира, Возлюбившая храм святой, Она с радостью помогает всем, приходящим в него для молитвы.
И что же мы с вами видим, дорогие братие и сестры, сегодня, - в Богородичный праздник, тем более в нашем Богородичном храме Свято – Ахтырской Иконы Божией Матери? Сколько нас пришло сегодня в этот храм святой, чтобы порадоваться вместе с Ангелами и всеми святыми небожителями сему великому празднику, вознести свою хвалу Матушке Божией, вознести свои слезные молитвы о нашей неньке – Украине, которая стоит в эти дни на грани кровопролития и хаоса? Неужели люди настолько погрязли в погоне за удобствами и удовольствиями мира сего, что им безразлична судьба нашей православной Родины, своих же детей и внуков? Вся Православная Церковь Украины и по всей земле храмы православные, молятся о мире и спокойствии в нашей стране. Для Церкви нет оранжевых или бело –голубых, все мы дети Божии и у всех нас Единая Мать – Царица Небесная, Которая в эти дни особенно, с горькими слезами, воздевая руки молит Сына Своего помиловать нас грешных и страну нашу, Украину. А что же жители тех сел, которые я перечисляю, молясь, стоя у Престола Божия, в холоде уже третью зиму? Они спят с открытыми глазами и закрытыми сердцами . Далеки они от веры и не нужен им храм наш Богородичный, который строили, вкладывая последнюю кровную копеечку своими натруженными руками наши далекие предки. И который, пережив все исторические бури, стоит видимый со всех сторон вот уже 207 лет, и призывает сиянием креста на куполе всех, хотящих спасения. Эти люди, со слепыми душами, по слову евангельскому, заботятся о многом, а одно только нужно.
Вы же, дорогие мои прихожане, - потому же евангельскому слову, - избрали благую часть, которая (чтобы не творилось в стране), - у вас никем не отнимется.
Давайте, дорогие мои, по нашему обычаю, помолимся о тех, кто не пришел сегодня в храм, кто расцветив себя оранжевыми и бело – голубыми лентами толпится на площадях: «Вразуми их, Господи, и прости, ибо не ведают, что творят! Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» Еще раз с праздником всех вас! Терпения вам и смирения, здравия душевного и телесного!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz