42. «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
Сегодня мы с вами собрались в храме в честь праздника Успения Пресвятой Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Вы, очевидно, помните, что после вознесения на небо Иисуса Христа, пресвятая Дева, оставаясь на попечении ученика Господнего св. Иоанна, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в постоянном желании оставить поскорее земную жизнь, чтобы видеть Сына своего, сидящего одесную Бога Отца. По устроению Промысла Божия, Пресвятая Богородица имела кончину такую, как и все смертные, хотя для Бога нет ничего невозможного, и Он мог бы забрать Ее на небо живую, не познавшую смерти, как забрал в свое время пророков Илию и Еноха. Но Господь Бог дал Ей обыкновенную человеческую кончину, для отрады всех людей, чтобы и они не страшились смерти, не боялись проходить на небо теми же вратами смерти, которыми прошла Царица Небесная, разделяя участь земнородных.
«Нужно, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - чтобы то, что составлено из земли, - и возвратилось в землю, а потом взошло на небо, приняв в земле чистейшую жизнь через отложение в ней плоти; нужно, чтобы тело через смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от всего мрачного и грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия».
День кончины Пресвятой Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее кончины (неподалеку от Масличной горы), через Архангела Гавриила, явившегося с пальмовой ветвью в руках и возвестившего Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира. Преставление Пресвятой Богородицы (в 48г.) было ознаменовано чудесами, которые воспевает святая Церковь.
Ко дню успения Царицы Небесной апостолы (ученики Господни), находились в разных странах, но были подняты на облаках и перенесены в Иерусалим. Приготовляя себя к успению и отшествию в Горний мир, Пресвятая Богородица повелела украсить дом и постель, покадить ладаном и зажечь свечи. Она завещала две свои ризы и прочие свои вещи (которые изготовила своими руками), девам и вдовицам, которые жили у Нее. А о пречистом своем теле заповедала, чтобы оно было погребено близ Иерусалима в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и Иосифа святого, Ее обручника. Всех собравшихся в доме и плакавших она ободряла и укрепляла словами любви и благословения, обетования и утешения, обещав, что и по отшествии Своем к Сыну своему и Богу, не оставлять их в сиротстве, но всех посещать, о всех заботиться и молиться, и всем помогать.
Подзывая к себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и о каждом творя молитву к Богу. Приготовившись к последней минуте Своего блаженного исхода, Пречистая Богородица честно возлежала на украшенном одре, желая Своего отшествия на небо. Вдруг необычайный свет озарил дом, и видимый для всех Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, сходит с неба к одру Богоматери, принимает пречистую душу Ее в Свои руки. Пресвятая Богородица, неизреченно вселящеся и как-будто сладким сном уснувшая, предала в руки Его Свою пресвятую душу. И так торжественно от небесных сил, душа Ее проводима была в Горний мир, на руках Господа несомая. Провожали Ее и апостольские глаза, на видение православное смотреть сподобившиеся. «Тогда, - по словам св. Церкви, - небесные врата возвысились, Ангелы воспели; встретив Царицу Небесную «Херувимы встали сзади с веселием и серафимы с радостью прославили Ее». Лицо Богоматери, «освященное добротою Божества, сияло славою Божественного девства и от Ее тела разливалось дивное благоухание. С благоговением и страхом лобызая пречистое тело Богоматери, св. апостолы освящались от прикосновения к нему, и ощущая в сердцах своих действие благодати Божией, и исполнялись духовной радости».
Св. апостолы, при пении священных гимнов, на плечах понесли одр к месту погребения. Обширный светящийся облачный круг, наподобие венца, появился в воздухе над присутствующими и сопровождал шествие. Посланные от начальников иудейских, пылавших ненавистью и завистью, и мщением ко всему, что напоминало им Христа, - устремились на сопровождающих тело Богоматери, чтобы разогнать шествие, но светоносное облако, как бы стеною, окружило его, и нападавшие были частично ослеплены, частично разогнаны силою Божиею. Встретив торжественное шествие, один иудейский священник Афоний воспылал ненавистью и злобою, и яростно бросился к одру Богоматери с намерением повергнуть его на землю, но едва он прикоснулся к нему своими руками, «внезапно небесным судом отсечены были его дерзкие руки» и кисти их повисли у гроба. Пресвятая Богородица, чтобы никого не огорчать при Своем отшествии из мира, подала, по молитве св. апостолов, исцеление и ослепленным врагам, и дерзкому Афонию, (который впоследсвии крестился).
Положив пречестное тело Богородицы в пещеру, св. апостолы закрыли вход в нее большим камнем. Три дня св. апостолы и прочие верующие не отходили от гроба. На третий день после погребения Богоматери, не бывший при кончине Ее апостол Фома, придя ко гробу Богородицы, с воплем и слезами упал у входа, тяжко скорбя, что не удостоился прощания с Ней. В сердечной жалости о нем св. апостолы открыли пещеру, чтобы доставить ему утешение - поклониться останкам Пречистой Девы. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже нет в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудное благоухание, и убедились, что Матерь жизни хотя и «умерла, но восстала, подобно Сыну Своему, для вечной жизни», и что «тело Ее возвысив, на небеса возведе Иисус, Сын Ее, и Спас душ наших». Без сомнения, вера христиан в вошествие Богоматери на небо во плоти своей прославленной – это истина. Если Енох из мира допотопного и Илия из мира подзаконного вознесены на небо с плотию, то неужели пречистая плоть Божией Матери, честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены тем, что мощи их нетленны и изливают потоки исцелений; телеса многих из них, бывшие безвестными, после долгого времени пребывания на земле, открыты видениями и чудесами, а Пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, вдруг где-то скрывается в земле в безвестности? Конечно, этого быть не может. Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, ибо Она с телом взошла на небо.
Пояс Богоматери, святые одежды Ее, открыты для чествования миру христианскому. Хранимые с благоговением, разделенные по всему миру на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают исцеления и знамения (известно 150 чудотворных икон Богородицы, одна из которых Свято-Ахтырская икона Божией Матери, в честь которой назван наш благодатный храм).
Церковь святая всегда веруя, что тело Пресвятой Богородицы взято на небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: «Побеждены законы природы в Тебе, Дево Чистая, в рождении сохраняется девство, со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою, и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородице, наследие Твое».
В этот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, которую увидели стоящею на воздухе, окруженную Ангельскими силами и сияющей неизреченною славою. Кратковременное пребывание тела Богоматери во гробе и переселение Ее душою и телом на небо и послужило тому, что сегодняшний праздник назван Успением. Праздник установлен для прославления Богоматери и Ее успения. Церковь прославляет Богоматерь, как честнейшую Херувимов, и славнейшую Серафимов, которая сегодня, как Царица, предстала одесную Сына, и, принявши под свое покровительство весь род человеческий, ходатайствует в молитвах за него к благосердию Владыки.
Вместе с тем событием Успения Богоматери Церковь научает нас, что смерть есть не уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения - к вечному бессмертию.
Вот почему Святая Церковь в песнопениях этого дня призывает нас радоваться, внушая тем самым нам, что в дивной кончине Богоматери, к утешению всех, явилась с особым торжеством сила Господа, Который смертию Своею и воскресением сокрушил жало смерти, и из страшной и мучительной сделал ее, для своих верных последователей, радостной и блаженной. Ибо Пресвятая Богородице «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от Нее, как от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу».
Кроме того, мы должны радоваться о Пресвятой Деве, что Она, после жесточайших своих скорбей и страданий на земле, получила, отошедши в Горний мир, награду за свои добродетели; этим нам указывается новое значение смерти: будучи до сих пор наказанием за грех, смерть сделалась теперь наградою за труды совершаемых в жизни (Апок.14:13).
Наконец, мы должны радоваться Успению Пресвятой Девы потому, что Она переселилась в Горний мир. Там, на небеси, Она всем существом своим предстала престолу живоначальной Троицы, Царицей неба и земли, Владычицею неба и земли, горних сил и людей, обильнейшим источником всех даров, душевных и телесных, всех скорбящих радостью, обидимых Заступницею, голодным питательницею, для странников пристанищем, для больных посещением, для немощных покровом, жезлом старости, вдов и сирот заступницей. Матери Своей, если Она о чем-то молит Бога, Он ни в чем отказать не может. Она есть единая надежда ненадежных, прибежище отчаянных, есть предстательство за нас непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, моление теплое, заступление скорое, стена нерушимая, мирови прибежище, милости источник, есть дверь милосердия Божия.
Загляните в историю Церкви, загляните в историю нашего православного Отечества, обойдите храмы посвященные Ее имени (в одном из которых вы сейчас стоите), пересчитайте Ее чудотворные иконы, пройдите Палестину, Грецию, Россию, даже отпавший от православия Запад, - везде вы встретите бесчисленное множество доказательств и безмерного могущества, и безмерного милосердия Матери Божией.
Оттого нет в Православной Церкви богослужения, нет молитвы, где бы Церковь своих прошений не подкрепляла именем и молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; нет молитвы, нет богослужения, где бы Церковь наша не благодарила, не превозносила восторженными победными песнями возбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную, Приснодеву Марию.
Праздник Успения Богоматери восходит к древним временам христианства. Всеобщее его празднование проводится с 582г. по воле императора Маврикия, т.е. 1400 лет.
Будем, дорогие братие и сестры, молиться ко Пресвятой Владычице нашей Богородице денно и нощно, особенно женщины, и запомним, что нет ничего на свете сильнее материнской молитвы.
Еще раз всех вас с праздником Успения, крепкого вам здравия и укрепления в православной вере.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz