39.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИЗНЕСЕНИЕ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

мучеников Маккавеев.
Во имя Отца и Сына и святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры! Сегодняшний день принёс нам светлое празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Благородице, который в народе называют первым Спасом или Маккавеем.
В этот день верующие приходят в храмы с зелием - пучками колосьев нового урожая, плодами, и многие считают обязательным принести и мак придавая ему какое - то особое значение. Но, дорогие о Господе друзья, это ошибочное представление, оно возникло, по - видимому, от созвучия слова «мак» и церковного праздника - семи мучеников Маковеев. Поэтому я хочу сегодня рассказать историю этих мучеников. Имена этих мучеников записаны в ветхозаветных «Книгах Маковейских». Это: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркел, мать их Соломия, и учитель их Елеазар, пострадавших в 166 году до Рождества Христова в Антиохии.
Царь Сирийский Антиох Епиофан, под властью которого находилась тогда Иудея, пожелал обратить Иудеев в языческую веру и поэтому воздвиг жестокое гонение на непокорных иудеев. Он пришел с войском к Иерусалиму. Взяв город, царь велел без пощады убивать не только на улицах, но и в домах, мужчин, женщин, старцев, юношей и младенцев. За три дня число убитых достигло восьми тысяч. Был отдан приказ всех обратить в языческую веру. Был дано особое распоряжение: под угрозой смерти заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное Законом Моисеевым.
В это время был схвачен один из первых книжников - священник по имени Елеазар - человек уже престарелый, славный своей мудростью и благочестием; Его все знали, как одного из самых грамотных законоучителей в Иерусалиме, он был одним из тех толковников, переведших для царя египетского Пталомея, Святое Писание с еврейского языка на греческий. Когда его привели к палачу, его заставляли есть свиное мясо, или хотя бы сделать вид, что он ест. Но он принял муки и смерть, чтобы не показать пример предательства тем, кого он учил вере. Он согласился лучше умереть славною мученическою смертью, чем сохранить предательством бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. А было ему 90 лет.
После его кончины, были схвачены вместе с матерью семь братьев Маккавеев - ученики Елеазара. Хорошо помня его наставления они не повиновались требованиям отречься от Бога. Тогда царь приказал у старшего брата отрезать язык, содрать кожу, отрубать руки и ноги на виду у братьев и матери. Без рук и ног, но еще дышавшего, его положили на огромную сковороду и стали жарить. Таким же мукам и такой же смерти были преданы и остальные шесть братьев. А младший перед казнью сказал царю Антиоху, что тот не избежит суда Божьего за свои зверства и преследования веры.
Видя мученическую кончину своих сыновей, блаженная матерь их Соломия, радовалась, что в один день все дети её отошли к Богу непорочными и стойкими в вере. Ставши над их истерзанными телами, она протянула вверх руки и с теплыми, радостными слезами, благодарила Бога, укрепившего её детей в муках, и в этой горячей молитве, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась мать со своими детьми, положив души свои за Закон Господа Вседержителя; Царя же Антиоха постиг праведный суд Божий. Он подвергся ужасной болезни: внутренности его стали гнить и переполнятся червями, которые грызли его живого изнутри. Так по пророчеству младшего из сыновей мучеников, нечестивый Антиох, вынужден был признать всемогущество хулимого им ранее Бога, но Господь не даровал милости тому, кто сам никого не миловал, и царь умер без покаяния, лютой смертью.
Я рассказал вам, дорогие братие и сестры, эту историю подробно, происшедшую более двух тысяч лет назад в 166 году до Рождества Христова, чтобы вы задумались над тем, как мы все живём. Имеем ли мы, и найдем ли мы в нужный час силу исповедовать православную христианскую веру - до мучениской крови, как нашли её братья Маккавеи, мать их Соломия и учитель их Елеазар?
Трудно об этом сказать, потому что даже сейчас, когда нет гонений и мучений за веру православную, мы не находим времени раз в неделю, на полтора часа, придти в храм Божий.
А, пастырь наш, Иисус Христос, ласково и кратко, продолжает призывать вас, т.е. тех овец, которые не долгие годы короткой земной жизни, стоят на её обочине, тонут в болотах мирских страстей, мучаются, стонут, плачут, пожираются сильными мира сего, терпят горькие обиды, даже от своих близких, - и не хотят, и никак не могут решиться, заставить себя сделать усилие и присоединится к стаду, идущему за Господом нашим Иисусом Христом по пути спасения души человеческой, в Царство вечной радости и блаженства. Жаль их. Но особенно жаль тех, которые хоть иногда приходят в Храм Божий, хоть по праздникам заглядывают в дом Отца Небесного, но уходят отсюда с пустым сердцем, чтобы или никогда уже не вернуться. Или ползать дальше в житейской грязи, до следующего праздника. Кстати, не задумываясь, доживут ли они до него.
Почему же так происходит? Неужели они заглянули не в ту истинную лечебницу человеческой души, разве их встречает не тот самый чудотворный лекарь Иисус Христос, который парализованных поднимал, слепым зрение возвращал, прокаженных очищал, усохшие руки и ноги лечил, калек делал здоровыми, глухим и немым, слух и речь возвращал, бесов из человеков изгонял и даже мертвых воскрешал?
Разве здесь, в храме, не тот Иисус Христос, истинный Сын Божий, от прикосновения к краю одежды которого, исцелилась женщина, 12-ть лет страдавшая кровотечением и всё своё имущество истратившая на докторов? Не Он ли, по горячей вере сотника, исцелил его слугу даже не входя в дом, или изгнал бесов из дочери жены хананеянки? Или одним прикосновением излечил тёщу ап. Петра, лежащую в горячке. Кто, как не Господь наш, Иисус Христос, воскресил дочь начальника города Иаира или единственного сына безутешной вдовы в г. Наине, несомого на погребение. Кто сотворил чудо на браке в Кане Галилейской, превратив воду в прекрасное вино? Кому, как ни Господу нашему Иисусу Христу, подчинились волны морские, когда он буре запретил и сделалась великая тишина? Разве не тот ли это Иисус Христос, которому под силу было накормить пятью хлебами, пять тысяч человек или семью хлебами и несколькими рыбками 4 тис. человек, не считая женщин и детей? А, кто, как не Сын Божий, преобразился на горе Фавор, пред своими учениками Петром, Иаковом и Иоаном, просияв, как солнце, и при этом беседовал с пророком Моисеем и Илиёй, которые явились Ему во славе небесной, и звучал в тот момент из облака голос Бога Отца Саваофа; «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение, Его слушайте».
Не Господь ли наш воскресил Своего друга Лазаря, который уже четыре дня был во гробе и начал смердить. Кого, как царя встречали в Иерусалиме, стелили под ноги молодого осла, на котором Он ехал, свои верхние одежды, срезали пальмовые ветви и устилаели ими дорогу, и, о чудо, грудные младенцы на руках матерей своих, проговорили Ему: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, Осанна в вышних!» И, наконец, не Этот ли Иисус Христос, Господь наш, добровольно принял тяжкие муки, позорную смерть на кресте, чтобы открыть врата рая, и победить смерть, и даровать возможность вечной жизни падшему человечеству? Не Он ли чудесно воскрес на третий день, являясь более чем пятистам ученикам своим в течении сорока дней, учил и вознесся на небеса, призвав их бодрствовать и ждать Его второго пришествия, т.к. дня этого не знает никто, кроме Отца Небесного.
Да! Ты, человек приходящий в храм Божий изредка, по праздникам, не ошибся: это та самая лечебница души истинная, это Тот самый Иисус Христос, только через Которого возможно оставление грехов твоих и спасение от вечной муки. Почему же ты уходишь отсюда и сразу же за порогом храма, забываешь о великом счастье православной христианской веры, которое тебе недостойному дано. Ответ на этот вопрос прост. Потому что ты возлюбил этот грязный жестокий мир, которой унижает оскорбляет, держит тебя на положении неразумного скота, готовит к гибели твою душу, - больше чем Господа нашего Иисуса Христа и веру православную.
И ты испытывающий в жизни достаток и изобилие; и ты, измученный в жизни бедностью или нищетой, - любите мир этот больше. Как наркоман или пьяница, знает, что он губит себя, чувствует, как разрывается от боли его тело, как восстает и кричит на него, его же совесть, - даже попав в лечебницу, старается оттуда сбежать и приняться за старое, - так и вы, попав в храм, чувствуете себя не уютно. Как человек, который вместе с др. бредет по грязной дороге в темноте, не видит, что он грязен и грязны другие. А когда вдруг выйдет на свет фонаря, ему сразу бросается в глаза налипшая грязь.
- Одни приходят в храм, присытившись от жизненных удовольствий, как на новое развлечение, они звуками проповеди, услаждают свой слух. О таких, Сам Бог говорил пророку Иезекии: «И вот ты для них - как забавный певец с приятным голосом, и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их (Иез. 33:32).
- Другие приходят по традиции, за компанию на праздник, чтобы после службы, в шумных застольях, обсудить всё и всех, что было в храме, и растерять ту благодать Св. Духа, которая сошла на них.
- Третьи приходят (и таких немало), подсчитывая какую материальную прибыль, Бог обязан ему дать, за купленную свечку или пожертвованный рубль. А так же просят должность, власти и проч. И, как правило, и те, и другие, и третьи, просимого не получают. Ап. Иаков писал в своем послании: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Посл. Иак.4:3).
Если ты приходишь в храм один или два раза в год, то скажи, чему необходимому ты можешь научиться о душе, о бессмертии, о Царстве небесном, о покаянии? Вы думаете что научиться служить Богу, можно мимоходом? Не безумно ми это? (И. Златоуст).
И вот все те, о ком сказано выше, не получив просимого, не открыв своей души для покаяния и исповеди, - начинают обвинять в бесполезности и обмане и лечебницу (т.е. Церковь св. православную), и лекаря (Иисуса Христа) и Его помощников (т.е. священников).
С ними, как говорится, всё ясно. Если не ходить в школу, как можно научиться читать, а если не ходить в храм, как можно научиться вере, ведь храм православный, это школа любомудрия и спасения. Поэтому трудно нам сказать, смогли бы мы как мученики Маккавеи, пострадать за веру православную? Да и не только Маковеи. Разве может только, кроме Бога назвать число тех, кто в тяжких муках отдаст свою жизнь за веру. И такие есть в роду каждою из нас.
Разве они, нашли предки - мученики, сытнее нас, или были богаче нас? Нет! Но они, имея веру, не могли себе позволить не пойти в храм, или не выполнять Заповеди Божии, потому что любили Бога, любили ближнего, любили свой народ православный, имели христианскую совесть и сохранили для нас веру православную пройдя голод, муки, застенки, пытки, и многие из них приняли мученическую смерть! Посмотрите им в глаза и попробуйте оправдаться тем, что мы такие бедные, такие голодные, такие раздетые, такие бездомные, что за огородами, хозяйством, поганей за богатством нам нет времени пойти в храм, или помочь нищему, или накормить голодного, или напоить жаждущего, или утешить плачущего. Что живя без веры, мы теряем совесть, теряем любовь к ближнему, к своей Родине - Киевской Руси, теряем гордость за славную историю наших православных предков.
А что такое человек без веры? Это дерево без корней. Которое валит любой ветерок. А, по большому счету, такой человек, со временем, перестает быть человеком и превращается в животное, у которого одни мысли: побольше, посытнее, повкуснее, побагаче, поярче, покрасивее, с запасом на долгие годы, чтобы обязательно лучше, чем у других. Нет так ли живет, например, свинья? Но даже она, пожалуй, не имеет многих из этих запросов.
Подыми глаза, смотри: вот перед тобой Господь наш Иисус Христос, распятый на Христе за тебя, во искупления твоих грехов. Разве Его тело не чувствует ужасной боли, разве из рук Его и ног не течет человеческая горячая кровь, разве не палит Его обнажённое тело жгучее восточное солнце, разве не болит душа Его от того, что вместо сочувствия к Нему и любви за всё что Он хорошего сделал, Он видит перед Собой безумную, кровожадную толпу, которые ревёт: "Распни, распни Его, кровь Его на наси на детях наших!" Ты раб, стоишь перед своим Господином, скажем честно, не голодный, не бездомный, не раздетый, а он в муках тяжких умирает пред тобою на кресте, Что? Не стыдно, не горько тебе, не больно тебе? Посмотри в Его глаза полные муки и глубокой божественной любви к тебе. Неужели ты уже действительно на уровне животного, неужели сердце твоё твёрже, чем камень,
- что ты не залился горькими, покаянными слезами любви к нему, сострадания, не припал к стопам Его, чтобы быть прощённым, быть спасённым и никогда с Господом не расставаться? В жизни христианина лишь две дороги: быть с Господом или быть с сатаной. Третьего нам не дано. Вот и подумай, с кем ты сейчас, по каких законам живёшь, за кем идешь, по чьим правилам играешь? Ведь пришли времена последние, или кто не знает, когда придёт Господь наш Иисус Христос и призовёт всех на Страшный суд, и живых и мёртвых, через год, через месяц, через минуту, или прямо сейчас. Господь говорит: "В чем застану, в том и судить буду"; ах, какое счастье, если застанет Он нас в Храме Божием, на общей молитве. Поэтому беги, иди, ковыляй, ползи в Храм Божий, спеши, как на Ноев Ковчег, вовремя всемирного потопа: "Наступит время, когда за одного верующего, сорок неверующих хвататься будут, чтобы вытащил". Иди в Храм, и ты сможешь, Божией милостью, сорок своих близких неверующих, из вечной погибели вытащить. Ещё раз, через мои уста недостойные, сам Господь зовёт тебя и просит с любовью: "Приди в Храм" и увещевает тебя: "Сыне, дай мне сердце!".
Дорогие, любимые во Христе, братие и сестры, выйдя из Храма, подумайте, какой из двух дорог, вы будете идти дальше, куда поведёте своих детей, внуков, близких!
Возвращаясь к началу нашей проповеди, примем к сведению, что праздник происхождения честных Древ Животворящего Креста Господняя, по общепринятому мнению был установлен в Константинополе по причине болезней, часто возникавших там в августе месяце. С XII-XIIIв. этот праздник стал общим для всей Церкви.
В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 13 августа, часть животворящего древа Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, - износилась в храм Св. Софии, где совершалось водосвятие, затем, в течении 2-х недель, сия святыня носилась по городу, при чем служились литии «для освящения мест и для отвращения болезней».
Этот обычай, в соединении с другим освящать воду в этот день, и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды. Начало этого праздника на Руси относят ко времени введения у нас Иерусалимского устава в конце XIV, начале XV века.
Название праздника «происхождение», есть неверный перевод с греческого, на самом деле обозначает торжественную церемонию, крестный ход. Побуждая верующих в этот день прославлять животворящий Крест, св. Церковь в своих песнопениях восклицает: «Днесь крест воздвигается, и мир от лести освобождается, днесь Христово воскресение обновляется, и концы земли радуются».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси князем киевским Владимиром 14 августа (1 по ст.ст.) 988 года. В 1627г. Патриархом Московским и всея Руси Филаретом, было дано такое объяснение праздника: «А на происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского по всем градам и весем».
С праздником вас, дорогие мои прихожане! Да оградит нас всех Господь силою честнаго и животворящего Своего Креста, и сохранит нас от всякого зла!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz