36. « 1. ЧУДО ХОЖДЕНИЯ ПО ВОДАМ.
2. СЕРАФИМА САРОВСКОГО» (Мф. 14:28-32)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
Недавно, мы с вами, были свидетелями того, как Господь совершил чудо, накормив пятью хлебами и двумя рыбами, пять тысяч человек. После этого Он сказал Своим ученикам, чтобы они сели в лодку и перплыли на другой берег озера, пока Он отпустит народ. «Отпустив народ Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один…» (Мф. 14:23). В это время лодка с учениками, была уже на середине озера. Поднялась буря, был встречный ветер и волны захлестывали лодку. Положение было опасным. Но в четвертом часу утра ученики увидели Господа Иисуса Христа, идущего к ним по воде. Они ужаснулись, говорили, что это призрак и от страха закричали. И тогда Господь заговорил с ними, чтобы они не боялись. Петр же, увидев это чудо, сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди». И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался, и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус простер руку поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же с ним в лодке подошли, поклонились и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:28-32).
Какой вывод мы, теперешние христиане, можем сделать для себя из услышанного?
Господь наш, Иисус Христос, - как тогда своих учеников, вознесшись на небо, - оставил нас своим видимым присутствием (на некоторое время), в бурном океане мирской жизни. Чтобы приучить нас к борьбе с волнами житейскими, дать возможность каждому проверить глубину своей веры, научиться противостоять грязным волнам мирской жизни, похотям собственного тела и диаволу с его бесами и злым нечестивым людям, которые ему служат. Чтобы мы, как воины Христовы, бесстрашно выстояв в этой недолгой, для нас, битве, могли получить от нашего небесного полководца, венцы вечной славы.
Бросил ли нас Господь, оставил ли в этой пучине беспомощных на потопление? Нет и еще раз нет! Он дал нам великий, сияющий небесным светом, воистину непотопляемый корабль, название которому: «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь православная», который плывет в жизнь вечную, к горнему граду Иерусалиму. И капитаном на этом корабле Сам Господь наш Иисус Христос.
Если мы не хотим утонуть в пучине адовой, погубить себя, детей, свои семьи, свои бессмертные души, если мы любим Бога, то мы должны направлять свои утлые суденышки к кораблю Православной Церкви, и канатами искренней веры, истинного покаяния и теплой молитвы и поста, - накрепко, морским узлом, привязывать их к этому кораблю.
Посмотрите, дорогие братие и сестры, вокруг, - сколько суденышек человеческих идет на дно мирской жизни, сколько душ отправляется в ад. Причин этому много, но главная из них – это отсутствие веры глубокой, неверие в неизмеримую любовь Божию и Его неисчерпаемое милосердие и долготерпение крайнее, в его всемогущество и вездеприсутсвие. Неверие в то, что рано или поздно, каждой душе человеческой предстоит предстать пред Престолом Божим и дать ответ за все свои дела и даже за то, что думал. Люди, упиваясь мирской жизнью, с утра до ночи, из года в год, думают только об ублажении своей плоти: преступают через все законы совести и любви Божией, строят, приобретают, собирают богатства, копят деньги, и едят, и пьют, и блудят, и веселятся, и тянут в дом, - как будто собираются прожить на земле тысячу лет, а живут 60-70. И вот за эти 70 лет сладкой жизни, расплачиваются вечной мукой адской, у которой есть начало, но нет конца.
Господи, Боже наш! Страшно и горько посмотреть вокруг: разврат, наркомания, пьянство, сплошное детоубийство (аборты), азартные игры, обнищание народа, полуголодная жизнь большинства, воровство на государственном уровне, войны, тер. акты, природные катаклизмы (засухи, наводнения, град, бесснежные зимы), неуважение к старшему поколению и к старости, токсикомания, уничтожение природной среды, бытовые убийства в семьях, обесценивание человеческой жизни, когда убивают за одну гривну.
Ад уже переполнен пятнадцатилетними. Человечество несется к гибели с огромной скоростью. По страшному нечестию на земле, Господь сократил время жизни на Земле. Современные старцы в один голос говорят, что время на земле человечеству измеряется уже не сотнями, а всего лишь десятками лет начиная с 2005 года. И как ветхозаветный Ной, посреди сухопутного города, под насмешками строил корабль, и плача горько, призывал пьющих и веселящихся горожан к покаянию, - так и сегодня священники, с болью и горечью призывают всех вас: «Люди, покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»!
Но не хотят слушать, как не слушали Ноя, Иоанна Крестителя, как не хотели слушать Господа Иисуса Христа при Его земной жизни, как и сейчас не хотят Его слушать, когда Господь Обращается к людям через своих священников.
Люди, плывущие на своих лодчонках мирской жизни и привязав их к яркому, полному огней, фейерверков, удовольствий, наслаждений, развлечений кораблю мирскому, плывущему в ад, где капитаном сатана, - они говорят: «Мы любим своих детей и живем для детей и на детей».
А я скажу так им, дорогие братие и сестры,: «нет, - это ложь! Вы детоубийцы и ненавидите своих детей! Вы заботитесь только о их плоти, которая есть пища червей, но не радеете об их вечных душах, которые дал им Бог. К вере детей не приучали, молиться не научили, о нагрудном крестике не позаботились, в храм не водили, к посту не приучали. И вы услышите на Страшном Суде, тяжкие проклятия от своих же детей, за то что не привели их к вере православной и они теперь идут вместе с вами на муку вечную».
Мы же с вами, дорогие братие и сестры, каждый день, каждый час, должны внимательно проверять не ослабели ли узлы канатов, которыми привязаны наши лодочки к кораблю Православия. Дорогие мои, удесятерим свои усилия, чтобы привести нашу жизнь в соответствие с заповедями Божьими. Прежде всего будем молиться, ведь как вы слышали, Сам Господь Иисус Христос, отправив своих учеников, взошел на гору и молился Отцу Своему Небесному.
Утренние молитвы, молитвы перед и после еды, перед началом и по окончании всякого доброго дела, молитвы на сон грядущим – это должно стать для нас неукоснительным правилом.
Каждую среду и пятницу – это постные дни. Обязательно соблюдать все посты, ведь пост и молитва – два крыла христианской души (с одним крылом птица не полетит). Ни на секунду не снимать нательный крест. Как можно чаще исповедоваться и причащаться. Где только можно творить дела милосердные. Во чтобы то нистало быть на службе в храме в воскресные дни и праздники, приводить детей. Молиться за живых и особенно за усопших. Проявить умеренность в еде, питье, а для женатых – в телесных контактах. Остальным блюсти целомудрие. Освятить свои жилища, сделать в домах молитвенные уголки. Позаботиться о своих престарелых родственниках и лежачих больных, пригласить священника для маслособорования, дабы не умереть им без исповеди и причастия. Когда будем все сие соблюдать, тогда будем отличаться от нечестивых, неверующих и язычников, будем иметь надежду на спасение. А если, все-таки, по нашему нерадению, лодочка наша отвязалась от корабля Христова и ее захлестывают волны грехов и грязи житейской, - не ужасайтесь, не сомневайтесь и кричите, как ап. Петр: «Господи! Спаси меня» (Мф. 14:30). И тот час Господь протянет нам руку и скажет: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31), и спасет нас от любой беды и от гибели. Страшно тем, кто тонет во грехах и не взывает к Господу, ведь как можно спасти человека, если он не кричит: «Помогите!» Но еще страшнее тем, кто тонет в волнах житейской мерзости и не хочет этого понимать, и глотает эту грязь с наслаждением, и ненавидит тех, кто говорит правду.
Дорогие, братие и сестры, (особенно обращаюсь к женщинам)! Не смотрите в сторону корабля мирской жизни, не смотря на всю его внешнюю яркость и привлекательность, ибо курс его проложен в ад! (Чтобы не получилось, как в одном из многих стихотворений).
Дорогие, братие и сестры! Не хотелось бы заканчивать первую половину проповеди на этой грустной ноте. Мы с вами должны понять, что все, конечно, в руце Божией, но многое зависит и от нас. Ап. Павел две тысячи лет назад говорил: «Братие, время последнее пришло», но молитесь христиане православные, как молилась за нас, как и сейчас молится за нас, Владычица Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и Господь, любящий свое творение человека, - продлит дни человечества на земле. Поэтому и сатана говорит, что из-за вас, христиан и ваших молитв, задерживается приход антихриста. Братие и сестры, если мы желаем счастья себе, своим детям и внукам, хотим, чтобы продлился на Земле Христианский род, то мы должны встрепенуться, организовать свою жизнь и жизнь своих семей по христиански, и все силы отдать молитвенному труду и посту. И тогда продлятся дни наши на земле!

Дорогие, братие и сестры! В сегодняшний день мы празднуем также перенесение мощей преподобного отца нашего Серафима Саровского, чудотворца. Пр. Серафим, в миру Прохор, был сыном Курского именитого и богатого купца (имевшего кирпичные заводы и бравшего подряды на строительство церквей). Отец его был человеком чрезвычайно честным и усердным христианином, много делавшим для благоустройства храмов. Прп. Серафим родился сегодня 1 августа (19 июля по ст.ст.) 1759г. в Курске. Он отличался от природы крепким телосложением, острым умом, прекрасной памятью, впечатлительностью, кротостью и благим нравом. В три года он остался без отца и был любимым питомцем своей матери Агафии, женщины высоких нравственных качеств, отличавшаяся делами милосердия и благотворительности. Детское послушание, почтительная любовь к матери, благоговение к ее наставлениям и заветам, он всю жизнь пронес в своем сердце. Господь хранил своего избранника. В 7 лет он залез на колокольню и, по неосторожности, упал на землю, но остался совершенно невредим. В другой раз он заболел, и домашние уже не надеялись на его выздоровление. Но он увидел, во сне, Пресвятую Богородицу, которая обещала его исцелить. Об этом он рассказал своей матери, которая во время крестного хода по Курску чудотворной иконы Богородицы Коренной, поднесла к ней больного ребенка, и св. икону пронесли над ним. С этого времени он выздоровел. Будучи подростком, он с большой охотой обучался церковной грамоте, прошел Часослов, Псалтырь, научился писать и читать, и полюбил чтение Библии и душеспасительных книг. У его старшего брата была торговля и его хотели сделать торговцем, но сердце Прохора не лежало к мирской жизни. В 19 лет Прохор, получив благословение своей матери на иноческий путь, он отправляется в Киев, поклониться мощам, а отсюда, по указанию схимника – ясновидящего Досифея, идет Саров, как место спасения своей души.
Он, в течении 8 лет, безропотно прошел все монашеские послушания: был келейником одного из старцев, пекарем хлебов, просфорника, столяра, будильника братии, пономаря, вместе с братией сплавлял лес, заготавливал дрова и пр.. Он принял на себя подвиг усиленного поста, ничего не ел в среду и пятницу, а в другие дни ел один раз в сутки. Он часто уходил в чащу леса, молился Богу, встречался с пустынниками и учился их отшельническим трудам и терпению.
В 1780 он тяжко заболел водянкой, безропотно перенося все страдания, и с непоколебимой преданностью воле Божией, отказался от всякой врачебной помощи. Три года длилась болезнь. Но однажды, после принятия им Св. Тайн, в его келии ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. Своим смирением, кротостью, беспрекословным послушанием, рассудительностью, он заслужил любовь и искреннее уважение всей братии. 13 августа 1786 года (т.е. через 8 лет) св. послушник принял пострижение в монашеский чин, с именем Серафим, что значит пламенный; а в октябре этого же года, был поставлен в сан иеродиакона. Все дни, как иеродиакон, с утра до вечера, проводил в обители, совершая церковные службы, исполняя монастырские правила и послушания, а ночью уединялся в лесной келии в богомыслии и молитве, совершенно забывая о сне, утром возвращаясь в обитель к своим обязанностям.
Укрепляемый Господом, он не чувствовал усталости, часто забывал о пище и питии. С особенным благоговением и со страхом Божиим совершал литургию и воочию видел Ангелов, сослужащих ему. Однажды во время литургии в Великий четверг, он видел Самого Спасителя Христа, после чего три часа стоял неподвижно, то краснея, то бледнея.
В 1793 году он был поставлен в сан иеромонаха. В нем разгорается жажда высших подвигов. С благословения настоятеля обители, он обрекает себя высший подвиг пустыножителя – этот особый подвиг избранников Божиих, путь особенно тяжелый, полный страшных духовных опасностей и в то же время, это одна из высших ступеней восхождения человека к Богу.
Он поселился в глухом бору в келии, устроив около нее огород и пасеку. Лишь накануне воскресных и праздничных дней, он приходил в обитель для причастия св. Тайн.
Сначала он питался хлебом, который приносил из обители, потом ограничивался только овощами со своего огорода, затем три года пил лишь отвар из травы сныти, которую собирал и сушил на весь год. Зимою он часто подставлял свое тело морозу, летом, обрабатывая свой огород, он часто обнажался до пояса, и множество насекомых жалили его. Тело его вспухало и покрывалось коркой из запекшейся крови. Он непрестанно был в богомыслии, псалмопении, молитве и достиг такой степени совершенства, что и дикие звери повиновались ему. Не раз видели его, кормящим из рук громадного медведя.
Тысячу дней и ночей, он стоял на голом камне на коленях, с поднятыми к небу руками, повторяя молитву: «Боже, милостив буди мне грешному», оставляя этот камень лишь для краткого отдыха, и скудной пищи. По окончании этого подвига, преподобный подвергся нападению разбойников, которые его жестоко избили, так, что он на всю жизнь остался согнутым и ходил с палочкой.
Отказавшись от всякой врачебной помощи, св. старец удостаивается чудесного видения Богоматери и постепенного возвращения сил. Его мучители-разбойники были найдены, по просьбе старца, были освобождены от наказания и по его благословению начали добродетельную жизнь.
В 1806 году св. Серафим был единодушно избран братией настоятелем монастыря, но по своему смирению он отказался.
Св. Серафим налагает на себя многотрудный подвиг молчальничества (абсолютного молчания). Затем, по настоянию старшей братии, вернувшись в обитель, берет на себя подвиг затворничества (т.е. никогда не выходить из келии). Господь послал ему дары учительства, прозорливости, чудес и исцелений. Этими дарами, а также любовию, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами, он служил людям.
И вот в 1825 г. о. Серафим, по велению Богородицы, вышел из затвора (через 19 лет) и начал подвиг постоянного проповедника веры и благочестия, утешителя страждущих, наставника заблудших, целителя немощных, - т.е. еще высший подвиг «старчества», духовного руководства людьми.
Он делил время между обителью и пустынькой. Ходил с котомкой за плечами, набитой камнями и песком, поверх которого лежало св. Евангелие. Пищу вкушал один раз вечером. Спал св. старец на полу, прислонившись к стене спиной, сидя, протянув ноги. В 2-х верстах от обители старец удостоился явления Богоматери, во время которого, от удара жезла Богородицы, забил источник, называемый «Серафимовым». Никто не уходил от св. Серафима без ласки, утешения, доброго совета. С истинной любовью и попечительством, он заботился о Дивеевской, а также Зеленогорской и Покровской женских обителях.
Прн. Серафим заранее узнал о своей кончине и сам отмерял себе могилу по правую сторону алтаря Успенского собора обители, и 2 января (по ст..ст.) 1833 года, стоя у себя в келии на коленях, пред иконою Божией Матери «Умиление», с поникшею головой, и руками, приложенными к груди, тихо и мирно скончался. «Прими от Бога венец нетленныя славы».
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz