35.КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
О ВЕРЕ И ЛЮБВИ. мученика Прокопия.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные, братие и сестры!
Служба сегодняшней недели особо радует наши сердца, потому что она посвящена образу Казанской Божией Матери. И как, образов Божией Матери известно большое количество, но образ Казанской Божией Матери, - один из самых почитаемых в народе. У Казанской иконы Божией Матери древняя и славная история.
В 1579 году девятилетняя дочь стрельца – Матрона, дом родителей которой сгорел во время пожара, бывшего в этом году в Казани, - видела во сне Богоматерь и слышала голос, извещавший ее, что в пепелище сгоревшего дома находится св. икона, и повелевший ей сообщить духовным и светским властям города, чтобы они в указанном месте разрыли землю и взяли оттуда св. икону. Девочка не сразу исполнила это повеление, и видение ей повторялось несколько раз. Но когда она поведала о нем властям, последние не поверили. Тогда мать девочки стала копать землю, чтобы найти икону, но безуспешно. После этого сама девочка принялась рыть землю и нашла св. икону. Св. икона была обретена завернутою в старое сукно под печью в сгоревшем доме (где она была зарыта, вероятно, еще во время владычества татар в Казани, когда православные нередко вынуждены были скрывать свою веру). Св. икона была торжественно перенесена в ближайшую церковь святого Николая, а затем в Благовещенский собор и прославилась исцелениями слепых. (вот почему молятся перед этой Чудотворной иконой о прозрении слепых и вообще от глазных болезней). С этой иконы был сделан список и послан в том же году царю Иоану Грозному, который повелел на месте явления иконы построить женский монастырь, где и была поставлена св. икона. Матрена, нашедшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем Марфы, и была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря. В 1595 году в честь явления Казанской иконы был установлен особый праздник, приуроченный к 21 июля (к сегодняшнему дню), т.к. именно в этот день мать со своею дочерью, сподобившеюся видения, ходила к градоначальнику, и архиепископу объявить им о чудесном видении.
Кроме того сегодня, мы с вами почитаем память св. великомученника Прокопия. Родом из Иерусалима, блестяще образованный, рано лишившись отца-христианина, он поступил на службу к Диоклитиану и послан был в Египет преследовать христиан. Дорогою он услышал голос с неба, упрекавший его за восстание на самого Христа, и на вопрос Прокопия: «Кто ты, Господи?», отвечавший: «Я Иисус распятый, Сын Божий». Таким образом Прокопий, подобно ап. Павлу, «знание не от человека получил», «но с небес», его «Христос улови». Явившийся после того чудесным образом крест на небе, еще более поразил ум и сердце Прокопия, не к гонению христиан, но к страданию призывая его. В Александрии Прокопий не только не стал преследовать христиан, но сам, оставив тьму идольскую, сокрушил, разбил идолов. Его мать – язычница донесла о том Диоклитиану и Прокопий был взят в темницу. Крещенный в темнице, он принимал от врагов разнообразные муки, своим мужеством при перенесении пыток обратил ко Христу два отряда охранявших воинов вместе с их начальниками, двадцать женщин и свою мать. Все они были обезглавлены в 303 году в Кесарии Палестинской. Что стояло в основе его мужества? Любовь к Богу и глубокая христианская вера. (Отдельная тема о вере истинной).
.Без искренней, глубокой веры и любви – нет христианина. Недаром Господь наш Иисус Христос говорит, что если бы мы имели веру с горчичное зерно, то сказали бы горе – поднимись и прыгни в море, и гора послушалась бы. Недаром Христос, прежде, чем исцелить больного или калеку, - спрашивал: «Веришь ли ты, что Я могу это сделать?» и получив ответ: «Ей, Господи» - исцелял. Недаром сказано было Господом «И аще, что с верой просите – будет вам дано». Без глубокой, истинной веры, человеку спастись невозможно. Древние говорили, что душа – это корабль, а вера это парус. Без паруса корабль мертв, недвижим. Как кораблю невозможно без паруса, так душе невозможно без веры. Я не ошибусь, если скажу, что на земле нет человека без веры: один верит только в свои силы и надеется только на себя, другой верит в силу денег, третий в силу власти, четвертый в обжорство и удовольствия, пятый состоит в сектах и верит в лживых Богов и т.д.
Мы уже говорили о корабле души и парусе веры. Если корабль без паруса – ничто, то нельзя забывать, что и парус без ветра – это обвисшая тряпка, которая рано или поздно прохудится и сгниет. Какому ветру ты подставишь свой парус, к таким берегам он твой корабль и понесет. Ветер мирской жизни и лживых вер, несет корабль души на скалы гибели и вечной муки. А ветер истинной, живоносной христианской православной веры, несет корабль души к сияющим берегам вечной жизни, радости во Христе и блаженства. Парус души православного христианина, должен быть наполнен любовью к Богу, и любовью к ближнему. Господь наш Иисус Христос учит нас: «Заповедь даю вам новую – любите друг друга». Первая и главнейшая заповедь в писании, говорит Господь, есть: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, всею крепостью твоею».
Вторая заповедь подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «И нет выше той любви, если кто положит душу свою за други своя» (т.е. отдаст жизнь за ближнего) (Мф. 22:27).
Чтобы мог ты это сделать, недостаточно, чтобы ты не устремлялся на злой путь, но необходимо, чтобы ты шел путем милосердия и ненавидел суету земной жизни. Мы живем в миру, и чтобы прокормиться, вынуждены заниматься мирскими трудами. Но эти труды и соприкосновение с мирской жизнью, должны быть ровно на столько, чтобы обеспечить свое существование и своих близких, но без излишеств. Мы должны соприкасаться с этой жизнью лишь одной точкой, как колесо соприкасается с дорогой. Но все наши чувства, мысли, желания, помыслы, должны быть устремлены к Богу. Это, как человек, оказавшийся на чужбине, вынужден трудиться, чтобы одеть и пропитать себя. Но с утра и до вечера, изо дня в день, из года в год, каждую минуту, он только и думает о далекой, любимой Родине, вспоминает о ней с нежностью и глубокой грустью, и прилагает все силы, чтобы туда вернуться. Что бы мы с вами не делали, чем бы не занимались, все это должно быть с молитвою, с памятью о Господе. Душа наша должна тосковать о нашей вечной Родине, о Царствии Небесном, потому что здесь на земле, мы всего лишь гости, пришельцы. И наша земная жизнь дается нам исключительно для того, чтобы мы появились ниоткуда, из небытия, из черной необьятной вечности, могли креститься, стать овцами стада Христова, приобщиться, исполниться любви Господней, нести эту любовь людям, жить по заповедям, и так, в трудах добродетели и милосердия прожив короткую, как вспышка света, земную жизнь, перелиться в Царство вечной радости и несказанного блаженства, где мы сможем вечно видеть славу Господню и неизреченную сладость лица Его доброту неизреченную. Вот простой ответ на вопрос о смысле жизни. Весь видимый и невидимый мир, все мы пронизаны лучами животворящей любви Господней. Поэтому и мы, чтобы не делали, с кем бы не общались, все это должны сделать с любовью. Во всем должны видеть дело рук Господних. Любя Господа, мы должны научиться любить и друзей, и врагов, и окружающий мир – бескорыстно, быть готовыми отдать за них жизнь.
В первом послании к Коринфянам, св. ап. Павел говорит о том, что любые подвиги, любые знания величайших тайн вселенной, даже, если отдать жизнь за веру, - все это не стоит ничего, если при этом не иметь любви. Он учит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а срадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя пророчества и прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:1-8,13).
Из любви к Богу, вытекает любовь к ближнему. «Всякое благое дело есть плод любви». Мы, христиане, просто обязаны любить друг друга. Как по отношению к телу мы должны постоянно доставлять ему пищу всю жизнь, так Бог учит нас поступать в отношении любви – она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми, которые ее имеют. И пребывают они в вере, надежде и любви. Бог, создав одного человека (Адама), повелел, чтобы от него произошли все, дабы считали себя, как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу. Затем Он мудро устроил так, что в разных местах Земли, в разных странах, произрастают плоды, которых в других местах нет. Люди, путешествуют, обмениваются этим, помогают и познают друг друга. Так же и с каждым отдельным человеком, одному даны способности инженера, другому строителя и т.д., чтобы люди нуждались друг в друге – любили друг друга. Нет ничего выше любви.
Бог Отец так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал на муки и крестную смерть и все верующие в Него не погибнут, а будут иметь жизнь вечную. Св. ап. Павел говорил, что ничто не разлучит нас с любовью к Богу: ни скорбь, ни теснота, ни гонения, или голод, или беда, или меч. Ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая тварь не сможет нас разлучить нас с любовью к Богу…
Любовь учит тебя радоваться благополучию ближнего, как своему и чувствовать его несчастья, как свои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает их души жилищами Духа Святаго. Ибо в неразделенных друг от друга, а в соединенных по душе, может обитать Дух Мира.
Любящий желает не столько подчинять, сколько подчиняться, и больше радуется подчиняясь (любимому), чем начальствуя.
Не нужно нам ни особых трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга; это путь, который сам собою выведет к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот не нуждается в проводнике.
Никто не желает себе зла, не завидует себе лично, желает себе всех благ, предпочитает себя всему, старается сделать все в свою пользу. Если бы мы таким образом относились к другим, тогда бы не было бедствий, вражды, жадности, насилия, убийства» (И. Златоуст. Собр.соч. т1. 19-я бес. на посл. к евр.).
А, что мы видим в наши последние времена? Происходит самое страшное, что только может произойти. Это оскудение веры, а через это происходит оскудение любви. Ап. Павел предвидел это и почти две тысячи лет назад, во втором послании к Тимофею писал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, чем боголюбивы, имеющих вид благочестия, силы же его отрекшиеся… к сим пренадлежат и те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих в грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины… сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере… Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:1-7,13).
Слушая эти слова апостола, каждый подумал: «Это не обо мне, это о других, я не такой». А я говорю вам – «Нет». Надо набраться мужества и признаться себе, что эти слова относятся, именно к каждому из нас. Все мы, в той или иной мере, погрязли в этих грехах. Но прежде всего в маловерии и недостатке любви. Все мы оправдываемся тем, что сейчас время тяжелое. А, если вспомнить историю, когда оно было легкое, особенно для простого человека, со дня зарождения Киевской Руси и по сегодняшний день? В период междуусобных войн, когда один князь грабил и убивал в землях другого, как лютый враг? Или в период 300-х летнего монголо-татарского ига, или во времена А.Невского – немцы, шведы – крестовые походы? Или в период царствования царя – изверга Иоана Грозного, потопившего Россию в крови, со своими стрельцами во главе с изувером Малютой Скуратовым? А может, когда было нашествие поляков на Москву, в смутное время Бориса Годунова, когда был убит царевич Дмитрий. Можно вспомнить времена царствования Анны Иоановны, когда ее любовник Бирон перетащил на все руководящие посты своих немцев и превратил всю Россию в место пыток и казней. А какой ценой давались народу реформы Петра I-го, стоит вспомнить только один Петербург, буквально построенный в непроходимых болотах на народных костях. Достаточно вспомнить такой факт, что царская Россия, за всю историю своего существования постоянно вела войны, всего лишь семь лет за все это время были спокойными. А если вспомнить беспредел и беззакония помещиков в период крепостного права. К этому надо добавить хаос революции, мясорубку гражданской войны, голод в Поволжье и на Украине, кровавую бойню во время сталинских репресий, тяжесть Великой Отечественной войны, эпидемии, восстановление после разрухи, преследование за веру, разрушение храмов и многое, многое другое. На чьи плечи ложилась вся вышеперечисленная тяжесть? На плечи простого народа. Кто в муках выносил эти сверхчеловеческие страдания? – Простой народ! Кто ложил свои головы за веру, царя и Отечество? Прежде всего, простой народ! В такой тяжкой истории нашей Родины, имели по 15 детей, растили их, еще и сирот брали на воспитание. Почему? Потому что имели Бога в душе, веру, христианскую любовь и терпение. Делились с беженцами последним. Почему? По вере и любви. Прятали в домах раненных солдат, евреев, и часто за это шли на виселицу всей семьей. Почему? По вере христовой и любви! В период гонений прятали иконы, чтобы сохранить для потомков, шли на растрел, но от Христа не отрекались, потому что любили Бога, любили ближнего. Могли ли они не пойти в храм? – Нет!
Так давайте мы, сегодняшние, посмотрим в глаза, если хватит совести, наших бабушек, дедушек, праотцов, всех православных предков, сохранивших для нас в муках православную веру, и попытаемся им объяснить, что мы живем тяжелее, беднее их и поэтому у нас, - за огородами, сенокосами и прочими заботами, нет два часа свободных за неделю, чтобы придти на службу в храм Божий. Что поэтому нам нечем поделиться с ближним, помочь нуждающемуся.. что поэтому мы злые, и для нас нет ничего слаще, чем обсудить человека, унизить, оскорбить его, посмеяться над его горем. Поймут ли они нас? Нет и еще раз нет! Они горько заплачут, видя, в какое ничтожество выродилась основная масса их потомков.
Дорогие, возлюбленные, братие и сестры! Давайте страхнем с себя это сонное оцепенение мирской жизни, омоем покаянными слезами наши окаменелые сердца, придем в храм Божий, где напитаемся Святым Духом, согреемся Божиим евангельским словом, освятимся причастием честного и пресвятого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, проникнемся, наполнимся Его любовью к нам и понесем эту любовь в мир. Взглянем на ближнего своего не с подозрением и опаскою, как на врага, а с улыбкою и любовью, видя в нем сестру или брата во Христе. Мы же люди, а не звери, мы же творение Божие, мы же православные христиане и Господь наш Иисус Христос – есть любовь. Как говорил ап. Павел: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1Кор. 16:13-14).
Еще раз поздравляю всех вас с празником иконы Казанской Божией Матери и великомученика Прокопия. Дай вам Бог здравия душевного и телесного, крепкой веры и христианской любви!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz