33.«РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. О ПОКАЯНИИ»


(Лк. 1:5-25; 57-68; 76,80)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Сегодня мы с вами празднуем большое событие, Рождество Иоанна Предтечи.
Во дни царя Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, которого звали Захария и жена его из рода Ааронова, по имени Елизавета. Были они уже в преклонном возрасте. Вели они праведный образ жизни, поступая по заповедям и уставам Господним беспорочно. Всю жизнь Елизавета была бесплодна. В среде иудеев того времени неимения детей считалось позором, наказанием Господним за тайные грехи, предметом издевательства и насмешек. Всю жизнь Захария горько переживал свою бездетность. Часто плакала Елизавета, взглянув на птичье гнёздышко, где весело пищали птенцы. Так они дожили до старости.
Однажды настала очередь Захарии служить в храме Господнем в Иерусалиме. Когда он вошёл во святилище для каждения, ему явился Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника, там где курился фимиам. На Захарию напал страх. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, Господь услышал твои молитвы, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн». Рождение его принесет радость многим. Он будет велик перед Господом, будет иметь дары Духа Святаго от самого своего рождения и многих людей обратит к Господу Богу. Он не будет пить вина. Он будет готовить народ Израильский для встречи Господа. Он будет Предтечею т.е. предшественником пред Господом – Спасителем, по духу и силе, как пророк Илия и будет приготовлять людей к принятию Спасителя».
Захария не сразу поверил от радости и сказал: «а чем уверится мне, что это сбудется? Ведь я и жена моя уже очень стары». Ангел ответил ему: «я – Архангел Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем и не сможешь говорить до того дня, как это сбудется».
Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил во святилище. Он же выйдя оттуда, не мог говорить с народом и объяснял знаками. Тогда все поняли, что ему было видение. По окончании дней службы в храме Захария возвратился домой. Когда Елизавета узнала о великой Божей милости к ним, она скрывала от людей свою радость и со скромностью благодарила Бога. Наступило время и родился у Елизаветы мальчик. Собрались родственники и стали думать, как его назвать. Решили спросить у Захарии. Но поскольку говорить он не мог, ему дали табличку, где он написал: «Имя ему – Иоанн», и с этого момента заговорил.
Примечательно, что первая встреча Иоанна Предтечи и Господа нашего Иисуса Христа, состоялась ещё до их рождения. Пресвятая Дева Мария, которая к тому времени зачала от Духа Святаго, узнав от Ангела, что у её родственницы Елизаветы, жены Священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить её. Войдя в дом она обняла Елизавету и тогда взыгрался младенец во чреве Елизаветы, почувствовав рядом Иисуса Христа. А Елизавета исполнилась Святаго Духа и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божией. Она воскликнула: «Благословенна ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне такая радость, что Матерь Господа Моего пришла ко мне?».
Когда Иоанн подрос, он удалился в пустыню, где питался диким мёдом и акридами, не зная вкуса хлеба и вина. Одеждою его была лишь верблюжья шкура. И так в пустыне он находился до времени, когда пришёл его час проповедовать. Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.
Иоанн пришёл в страну Иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось, настало время, когда должен явится ожидаемый Спаситель, который будет всех призывать в Своё царство».
Давно уже Бог не посылал пророков еврейскому народу. Со времени последнего пророка Малахии прошло более четырехсот лет. Поэтому услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил его словам и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, т.е. погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанн Предтеча называется Крестителем.
При этом Иоанн требовал, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов.
Среди приходивших к Иордану были и такие люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться. А на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и садуккеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии – Христа. Садуккеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоан говорил: «кто внушил вам бежать от будущего гнева?» - т.е. кто научил вас, что своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни: «Сотворите же плоды достойные покаяния» - т.е. покажите добрыми делами своё раскаяние. «Помните, всякое дерево не дающего доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Слушая такие слова народ спрашивал его: «Что нам делать?» Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай тоже», - т.е. прежде всего будьте добрыми.
Приходили к нему мытари (сборщики налогов) и спрашивали: «учитель что нам делать?» Мытари собирали налог для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того некоторые из мытарей брали больше положенного и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царствие Небесное. Иоанн говорит им: «Не берите ничего лишнего, а берите только то, что полагается». Спрашивали его и воины: «а нам, что делать?» Часто бывало так, что воины недовольные своим жалованием, отнимали чужое добро, обижали бедных людей и клеветали на других из–за своих выгод. Иоанн говорил им: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием». Многие тогда думали об Иоанне, не он ли есть Христос Спаситель. Но Иоанн объявил, что он не Христос. « Я крещу вас водою», говорил он, «но вслед меня идёт Сильнейший меня», - т.е. идёт Христос, которого вы ожидаете, у которого я недостоин, развязать ремень обуви Его», - т.е. я недостоин, быть даже Его слугою. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём», - т.е. крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать Дары Святаго Духа. Как сам о себе сказал Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне», - т.е. я голос, призывающий к Господу в пустыне вашего неверия, вашей греховности.
Иоанн Креститель во царствии небесном стоит рядом с престолом Божиим. И мы на земле любим и почитаем его, как ближнего друга Христова, который уготовлял пути Господу, который первый не побоялся высказать правду иудейским учителям, который первый призвал людей к искреннему покаянию, исправлению жизни и любви к ближнему и который, в итоге отдал свою жизнь за Господа, за веру. «Покайтесь, ибо приблизилась царство небесное». Этот призыв Иоанна Крестителя особенно насущно звучит в наши последние времена.
Покаяние имеет великую силу. Оно может человека, который достиг уже самой глубины зла, спасти и поставить в безопасность. Мы должны приступить к покаянию. Посмотрим на человеколюбие Божие: нас всех давно надо было наказать самыми страшными наказаниями за наши страшные грехи. Но Бог не наказывает нас, а, наоборот, даёт каждому из нас бесчисленные блага, как самым большим праведникам. В чём состоит врачевство покаяния?
- Во первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их;
- Во вторых покаяние состоит из великого смиренномудрия. Если ты будешь исповедовать грехи, как положено, то душа твоя смирится и совесть, которая терзала её за грехи, как лютый зверь, сделается смиренною.
Кроме того надо иметь сердце сокрушённое и смиренное, ибо тогда оно не возмущается, не оскорбляет других, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает ни на кого. Кроме того нужны непристанные молитвы и обильные слезы, великое милосердие и добрые дела.
Далее нужно не гневаться, не памятозлобствовать и прощать всем грехи их. Нужно других удерживать от грехов. Необходимо искреннее обращение со священниками. Нужно защищать обидимых, а самому терпеть. Кто ежедневно думает о своих грехах, тот обязательно добьется их исправления. А кто только говорит: «Я грешен», но не представляет своих конкретных грехов, тот никогда не перестанет грешить: он часто будет исповедоваться, но никогда искренне не будет думать о своём исправлении.
Нужно только начать покаяние, а остальное всё приложится. Трудно будет только начало. Один начнёт покаяние с усиленной молитвы, другой с обычных слёз, третий с сердечного сокрушения. Все же вместе начнём с милосердия, с оставления ближним согрешений их, с прощения обид, с воздержания от злопамятства и мстительности.
Поэтому не будем забывать ни на минуту сердечный, полный любви призыв Иоанна Предтечи, который через две тысячи лет обращён и к нам: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное!» и всегда будем благодарными сердцами воспевать имя ближайшего друга Христова, не пожалевшего своей жизни за веру православную, за Господа Иисуса Христа!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz