31. «КАК МЫ МОЖЕМ ЛЮБИТЬ БОГА,
КОТОРОГО НЕ ВИДИМ?»
(По слову Иоанна Златоуста).
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братие и сестры!
Сегодняшняя неделя называется неделей всех святых Российских. Прошлая неделя была неделей всех святых вообще. Кто был на прошлой службе помнит, что сонм святых перечислить невозможно, они Святой Церковью разделяются по своим подвигам и заслугам перед Богом на: праотцов, пророков, апостолов, святителей, св.-равноапостольных, священномучеников, великомучеников, преподобномучеников, исповедников, праведников, безмездников, блаженных. Сегодня особо празднуются все святые, которые потрудились на земле Российской, т.е. бывшей единой державы, которую теперь разделили. Но несмотря на то, что, как вы слышали выше, святые разделяются по своим заслугам, а теперь (с разделом государства), разделены по странам, - все они остаются святыми Божьими, и всех их объединяет одно главное качество – это безоговорочная, пламенная, кристально чистая любовь к нашему Творцу – Богу, Единому в Троице. Каких только подвигов они не совершали, каких только немыслимых мук не претерпевали, всеми ними руководило только одно – истинная, искренняя любовь к Господу Вседержителю. Они, все святые, являются для нас наглядным примером, каких вершин может достичь человек в духовной жизни, если имеет в душе глубокую веру и любовь к Богу и ближнему своему. Они были такими же людьми, как и мы, имели такое же страда тельное тело; но они более думали о Боге, чем о мирской жизни, и имели душу не обремененную мирскими заботами и привязанную к земле, а душу летящую к Богу в высоту небес. Их души взлетали над миром, потому что имели два крыла, имя которым – пост и молитва. По их примеру, и мы с вами, должны стремиться обрести эти крылья.
Святые также были в земной жизни искушаемы различными страстями и бедами, но с помощью Божией эти страсти бороли. Зная, как избавиться от той или иной страсти, они в этом помогают и нам. Одним мы молимся об избавлении от страсти пьянства, другим от чревоугодия, третьим от блудной страсти и т.д. И святые угодники слышат нас, и помогают нам, и молятся, и просят о каждом из нас, перед Престолом Божьим. Они постоянно с нами в духовной связи, в духовном родстве, и ни на миг не забывают о нас. Поэтому мы почитаем Святых Божиих и чтим их святую память. Вера и любовь к Богу и ближнему, вот тот маячок небесный, который светит нам с небес, молитвами всех Святых, во мраке нашей страшной, злобной, коварной, смердящей пороками и страстями, земной жизни.
* Видя этот маячок, некоторые из нас задают себе вопрос: «Как я могу любить Бога, которого не вижу?» Но ведь мы многих любим, не видя их, как например: отсутствующих любимых, друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, а наоборот, разлука усиливает любовь и привязанность. Об этом, как нельзя лучше, говорит Иоанн Златоуст: Ты не видишь Бога, но ты видишь Его творения, небо, землю, море. А кто любит, тот увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовью. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей священников, диаконов, монахов, имеющих пред Ним дерзновение. И среди людей, мы обычно любим не только друзей, но и тех, кого они любят.
Если кто-то из любимых скажет нам: я люблю такого-то, и всякое доброе дело, которое сделано ему, я считаю, что это сделано мне лично; то мы сделаем все и стараемся всячески угодить этому человеку, как будто видим в нем своего любимого. Так же можно теперь поступать по отношению к Господу нашему Иисусу Христу. Он сказал: Я люблю бедных, и если они получат какое-либо благодеяние, я воздам за то, как будто Сам лично получил его. Так будем же все делать для облегчения участи бедных,… веруя, подавая им мы подаем лично в руки Бога, и питая их, мы питаем Бога. А то, что действительно питая бедных, мы питаем Бога Самого, об этом, послушайте, что говорит Христос: «Я был голодный, и вы Меня накормили, Я хотел пить, и вы Меня напоили, Я был наг, и вы Меня одели, Я был в темнице, и вы ко Мне приходили, Я был болен, и вы Меня посетили…» (Мф. 25,35,36). Люди, стоящие справа от Него на Страшном Суде, с удивлением спросят: «Господи, когда же такое было? А Он ответит, что если вы это сделали (хотя бы) для одного из малых сих (т.е. бедных), вы это сделали для Меня. И, скажем честно, каждому из нас Он столько предоставляет случаев, столько дает возможностей в течении нашей жизни помочь бедным (для нашего же спасения), что если бы мы во всех этих случаях помогали бедным во Имя Христа, то не спастись было бы просто невозможно.
Далее Иоанн Златоуст говорит нам, что любовь в нас обычно возбуждают три предмета: или телесная красота, или великое к нам благодеяние (т.е. когда кто-то делает нам много доброго и хорошего), или когда кто-то любит нас. Если мы слышим, что кто-то постоянно любит нас, хвалит нас, удивляется нам, то мы и сами тотчас привязываемся к нему душою и любим его, как благодетеля. А Бог не одно только это, в Нем мы видим все три совершенства в самой высокой степени.
Во-первых, красота Бога, этого блаженного, нетленного существа неизъяснима, ни с чем не сравнима, превосходнее всякого слова и выше всякого разумения. И мы с вами, каждый в разной степени, чувствуем в душе эту Его славу безтелесную и великолепие невыразимое. Изображая эту славу Божию, пророк Исаия говорит: «и серафими стояху окрест Его, шесть крыл единому и шесть крыл другому, и двемя убо покрываху лица своя, двумя же покрываху ноги своя, и двемя летаху и взываху: свят, свят, свят (Ис.6,23), - от изумления, от удивления этой красоте, этой славе. И царь – пророк Давид (псалмопевец), представляя эту самую красоту и восхищаясь славою этого блаженного существа, говорит: препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне красотою Твоею и добротой Твоею (Пс.44,45). (Т.е. препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в этом украшении Твоем, поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела). Кстати, дорогие братие и сестры, Давид был Царем иудейским и был очень благочестивым, богопослушным, ревностным исполнителем десяти Заповедей, начертанных Моисеем на каменных скрижалях, любящим Бога. И за все это Бог любил его и во всем поддерживал его. Во царствование Давида, Израильское государство расширило, с Божьей помощью, свои границы, их войска победили всех врагов, был рассвет хозяйства, культуры, искусства, науки, веры, повсеместно строились и украшались Божии храмы. Господь Бог за эту благочестивую жизнь дал царю Давиду дар пророчества, и он, наряду с другими ветхозаветными пророками, предсказывал события далекого будущего. Царь Давид так любил Бога, что сердце его от избытка чувств стало рождать хвалебные песни Богу, полные любви и пророческого предвидения. Он исполнял их под аккомпанемент старинного инструмента – гуслей. Всего псалмов написано 150 и они собраны в одну книгу под названием «Псалтирь». Эта книга занимает едва ли не центральное место в церковном православном богослужении. Каждый христианин должен читать в день хотя бы по одному псалму, чтобы напитать свою душу той искрящей любовью к Богу, той глубокой мудростью, которые вложил в псалмы царь Давид, живший за 5тыс. лет до рождения Господа нашего Иисуса Христа.
Так же, в свое время, и Моисей, пламенно любивший Бога, часто выражал желание видеть Его, он был уязвлен этой любовью к Нему и любил Божию славу.
Поэтому и один из учеников Иисуса Христа – Филипп говорил Ему: покажи нам Отца, и довлеет нам (Ин.14,8). Впрочем,- говорит Иоанн Златоуст,- сколько бы мы ни говорили, мы не можем представить ни малейшего, даже слабого подобия божественной красоты.
Если бы мы пожелали сосчитать, исчислить благодеяния, все то доброе, что делает для человека Бог, то во веки не смогли бы этого сделать, или даже изобразить словом. Посему апостол Павел говорил: Благодарение же Богови о неисповедимом Его даре (2Кор.9,15), (т.е. благодарение Богу за неизреченный дар Его); И еще: ихже око не виде, и ухо не слыше, и на сердце человеку не взыдоша, яко уготова Бог любящим Его (1Кор.2,9) – «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»; и еще: о глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его (Рим.11,33); - т.е. «О, бездна богатства и премудрости Божия! Как неисповедимы судьбы Его и неисследимы пути Его».
А любовь, которую Он показал нам, каким можно изобразить словом? Удивляясь ей, ап. Иоанн Богослов говорил: тако возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин.3,16). Если ты хочешь слышать собственные слова Бога и узнать Его любовь, то послушай, что говорит Он, через Пророка Исаию: «когда забудет женщина отрока своего, чтобы не помиловать плод чрева своего, если и забудет их женщина, но я не забуду Тебя» (Ис.49,15). И как псалмопевец Давид говорит: имже образом желает елень на источники водныя: аще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс.41,2); так и Христос говорил: яко же собирает кокош птенцы своя под крыле, тако восхотех собрати чада Твоя, и не восхотесте (Мф.23,27), т.е. сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. И еще говорит пророк Давид: якоже щедрит Отец сыны, тако ущедри Господь боящихся Его; и еще: яко по высоте небесней от земли есть Господь милость Свою на боящихся Его (Пс.102,13:11) – т.е. «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его; и еще: Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа на боящихся Его.
Чтобы возбудить в себе любовь к Богу,- говорит Иоанн Златоуст,- представим себе, сколько Он сделал для нас: самое небо, землю,воздух, земные растения, различные цветы, животных, пресмыкающихся, обитающих в море, в воздухе, звезды небесные, солнце, луну и вообще все видимое, молнии, порядок времен, преемство дня и ночи, перемены времен года.
Он вдохнул в нас бессмертную душу, одарил нас разумом, дал нам, почтил нас величайшею властью над окружающим нас миром, посылал нам ангелов, пророков, наконец Сына Своего Единородного послал.
Посему будем видеть Бога во всем окружающем мире, являть дела любви и милосердия, любить Бога и ближнего своего, как самого себя, и выростать от маловерия к вере – жизнью во Христе.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz