30. НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Сегодняшняя неделя называется неделей Всех святых. Этой неделей завершаются все торжества Господни. Ибо цель, для которой Спаситель наш оставил землю и взошел на небо (т.е. послать нам Святаго Духа), для которой Дух Святый оставил небо и сошел на землю, - эта высокая цель состоит ни в чем другом, как в освящении рода человеческого, в возведении всех нас на небо. Поэтому лики святых Божиих, составляют сонм непререкаемых свидетелей того, что эта блаженная цель достигнута, что вознесшийся от нас Спаситель действительно уготовил место для всех своих последователей, что действительно сошедший к нам Утешитель Святый Дух, делает нас, самых простых людей, даже самых страшных грешников – способными быть в обителях Отца Небесного (через истинное покаяние и исправление жизни).
Кто были святые Божии, нами ныне почитаемые, как не подобострастные человеки, так же, как и мы жившие на земле. Поэтому и слава их – это слава Сына Искупителя и Духа Освятителя: без заслуг Сына ни пред одним из них не открылось бы небо, а без благодоти Духа ни один из них не смог бы войти на небо.
Православная Церковь чествует разных угодников Божиих, которым и присвоила разные названия, соответсвующие их разнообразным подвигам на земле. Такие присвоены звания святым: патриархи, праотцы, отцы, пророки, апостолы, святители, св.-равноапостольные, священно-мученики, велико-мученники, преподобно-мученники, исповедник, праведники, безмездники, блаженные. Чевствуем и ублажаем мы святых Божиих, потому, что они по сути отцы и братья нам по духу веры Христовой и по той любви, которой они соединены с нами неразрывно. Будучи одного с нами естества (т.е. из плоти и крови), святые угодники Божии составляют и одну с нами Церковь Иисуса Христа, у которой одно основание и одна Глава, един Бог и един Спаситель, одни средства спасения и одни надежды спасаемых. Таким образом святые имеют с нами тесное и непрерывное, хотя и невидимое общение. Мы призываем их в наших молитвах, как ходатаев о нашем спасении, как хранителей и утешителей в нападающих на нас скорбях и бедах, как поборников против невидимых адских сил, - и делаем это не напрасно.
Святые человеки Божии слышат нас, когда мы молимся, соединяют свои мольбы с нашими молитвами, вознося их к Престолу Божию, как чистый, благоуханный фимиам, просят Господа отложить справедливое наказание и дать нам возможность исправиться. Будучи в царствии Божием, они приняли уж царствие, благолепие и венец доброты от руки Господни, но будучи смеренными и любя нас, они снимают эти венцы, кладут перед престолом Иисуса Христа и ходатайствуют о нас, чтобы Он милостив был к нам грешным, увлекаемым в бездну погибели и суетою мира, и порывами страстей и искушениями лукавого.
Поскольку святые угодники Божии, не смотря ни на высоту духовного их совершенства и святости, ни на видимое удаление от нас, - не перестают смотреть на нас, высокомерных, завистливых, суетных, - взглядом благоутробия, поскольку они так горько переживают наши падения и так светло радуются нашему исправлению, - то и мы должны чевствовать и прославлять память их в род и род, тем более, что прославляя их, мы прославляем «Бога, дивнаго во всех святых Своих» (Пс. 67,36) и почитая их мы почитаем «Благодать Божию, в них обитающую и действующую, и помощи через них просим от Бога» (Прав. Катихизие). Мы глядя на святых, видим множество спасенных, которых Бог оживил Христом, и уже «посадил с Ним на небесных престолах» (Эфес 2,4,6) наглядно показывая нам всю необычайность силы заслуг Спасителя и силы благодати спасающей. Пример святых служит для нас одушевлением и ободрением на многотрудном пути спасения, ибо веруя в Искупителя и мы получаем доступ к той же благодати в которой стояли все угодники Божии. Они укрепляют в нас надежду на спасение, и побуждают нас неослабному терпению и самоотвержению.
Святые Божии блаженствуют в царствии небесном, но это их награда за земные труды. Таким образом и мы, если хотим наследовать спасение, должны жить свято и непорочно. Все зависит от нас самих. «Благодать Божия спасительна всем человекам» (Тим. 3:14), но не спасает никого против его воли; она всесильна, но не насильственна.
Поэтому напряжем все свои силы и добровольно пойдем путем чистой христианской жизни, путем спасения, молясь святым, особенно имена которых мы носим, - и они не оставят нас свое поддержкой, укреплением, защитой и вразумлением. И тогда мы сможем вместе с ними во царствии небесном воспеть Господу Богу «Славу»
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz