29.ДЕНЬ СВЯТАГО ДУХА



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
На вчерашнем праздничном богослужении, мы с вами единым сердцем и едиными устами славили День Пятидесятницы, или Сошествие Святаго Духа на Апостолов – учеников Христовых. Как мы слышали на службе, этот день называется ещё Троицным Днём, так как с явлением Святого Духа открылось людям в яснейшем свете, таинство Святой Троицы.
В сегодняшний понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, «единого от Троицы Бога, единочестна, и единосущна, и единославно Отцу и Сыну». Этот праздник был установлен Церковию «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть от Святыя и Животночальныя Троицы», в противодействие учению еретиков. Арианский епископ константинопольский Македоний, отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Учение это осуждено на 2-м Вселенском Соборе в 381 году в Константинополе при императоре Феодосии Великом.
Дух Святой, называется Утешителем, потому что может обратить, укрепить и утешить нас. Дух Святой, есть единое со Отцем и Сыном во всём; посему Он и совершает с Ними всё, и самое будущее воскресение и всё что Сам желает творить: освящает, разделяет, обновляет, посылает, умудряет. Кратко сказать: совершает всё, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычиствующим. Через Него подаётся всякая мудрость, жизнь, движение.
При совершении таинств церковных. Дух Святой сообщается христианину и при этом обогащает его многоразличными дарами, из которых главнейших – семь: «дух страха Божия; дух познания; дух силы; дух совета; дух разумения; дух мудрости; и дух Господень, или дар благочестия».
Господь делает всё для того, чтобы мы были одухотворены: возрождает в крещении, запечатлевает в миропомазании, разрешает от грехов в покаянии, соединяет с собою в причащении, - вообще обильно напояет нас водами благодати. Мы же все, со своей стороны, должны делать всё от нас зависящее, чтобы нам быть исполненными благодати Святаго Духа, ибо «аще кто Духа Христова не имать, сей несть Богов» (Рим. 8:9). Главная цель верующего человека – это стяжание Духа Святого, как сказал св. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым. Вся наша жизнь, с первой сознательной её минуты и до последней, должна быть посвящена тому, чтобы научиться слышать в себе голос Духа Святого, распознать в себе волю Божию.
Святой Василий великий так говорит об этом голосе: « Не чувственным слухом, ни при сотрясении воздуха святые внимают слову Божию, поскольку у разумной души есть свой (т.е. внутренний) слух, но без всякого голоса достигает слуха этого всё передаваемое (Богом)».
Иногда этот голос воспринимается не как слово, мысль, а как особое чувство. Его можно сравнить с голосом совести. Чем духовнее человек, тем более определённее, отчётливее звучит в нём голос Духа Святого: веление, указания, советы, просьбы Христа наполняют всю нашу жизнь, хотя всё это по свободному произволению: как бы дружеская помощь в затруднительных обстоятельствах – без всякого принуждения. И не звучит этот голос в том, кто может осмелиться не исполнить слово Христа, пришедшего с любовью.
А кто может осмелиться на это? Это тот грешник, который находится в страшном, совершенно безнадёжном состоянии духовной слепоты. Когда это состояние переходит в свою крайнюю стадию развития, то происходит полное отчуждение от Бога и его законов. И при этом без малейшего осознания своей греховности, неправоты своего жизненного пути.
Такого человека нисколько не трогает сегодняшнее церковное торжество: он слеп духовно, ибо не видит указываемого сегодня церковью пути света, жизни, правды ; он глух, ибо не слышит радостного призыва церкви к восприятию благодати Духа Святого; он нищ, ибо не имеет святых чувств, потребных для ощущения этой церковной радости; он нагой, ибо лишил сам себя покрова Божественной благодати; он несчастен, ибо не понимает гибельности своего жизненного пути, он жалок, ибо направляется в адову бездну погибели.
Мы говорили «он», хотя с болью понимаем, что относится всё сказанное, к основной массе нашего обезверенного населения, идущего широкими дорогами мирской жизни, вслед за своим учителем – духом лукавым. А, если кто-то из них, каким-то чудом попадается в храм Божий, то они вполне серьёзно говорят: «Я ничего плохого не делаю, мне не в чем каяться» И таких большинство.
Не сразу, но постепенно доходят они до такого страшного состояния. Каждый раз они сопротивляются голосу, призывающих их ко спасению, ожесточают всё более и более совесть, и этот голос Божий становится в них всё более и более слабым, и грешники эти подводят себя к такому пределу, когда из-за своего упорства, они становятся недоступными благодати Духа Святого.
Возможно, они будут иногда забредать в храм, слушать проповедь Евангелия, но эта проповедь не произведёт на них благотворного действия. Ни слова правды не тронут их совести, ни кроткие призывы и уговоры не дойдут до их сердца. Суд Божий будет ещё поражать нечестивых вокруг них, их самих, их близких и родственников, они будут проливать слёзы о страдании и смерти своих близких, но Дух Святой, который один мог бы сделать эти испытания спасительными для их душ, - уже не проникает в них Своим благотворным влиянием. Страдания их не вразумляют, и даже в горе, они остаются закованными в узы греха. Что у них впереди? Погибель души и вечная мука!
Расстояние между ними и Богом всё более увеличивается: равнодушие, неверие, нравственный сон овладевают всё сильнее их душами, для них невозможно раскаяние, а значит и прощение. Поэтому и нет таких упрямцев во грехе, на сегодняшнем празднике Святаго Духа, потому что они постоянным противлением Духу Святому, закрыли для себя путь к раскаянию и примирению с Богом. Такие люди не могут иметь места в сегодняшнем торжестве. И как равнодушные к нему, по слову Божию, извергаются «из уст» Божественных (Апок. 3:13-18). «Суд» над ними «не закоснит» и «погибель не дремлет» (2 Тит. 2:3; Евр.6:4-6; 10:27-29).
Они не могут принадлежать к св. Церкви и отдаются, в этой жизни, в рабство диаволу, а в будущем, - уготовляется в генну. Я, дороги, братие и сестры, не случайно, так подробно остановился, на состоянии этих несчастных, которые сами себя лишили благодати Духа Святого. Как тело без души, это гниющая и смердящая плоть, так и человек не оживляемый Духом Святым, - есть живой мертвец: он ходит, говорит, смотрит, общается, чем –то занимается, но по сути своей – это зомби, т.е. живой труп. Точнее сказать, - это двигающаяся плоть с парализованной душой, у которой отнялись все чувства. Страшно, дорогие мои, когда человек отступается от Бога, но нет ничего страшнее, если Бог отступится от человека. Как говорится во Святом Предании: «Содрогаются основания Вселенной, от невыносимого крика человеческой души, которая отвергнута Богом и отправляется в глубину адову».
С плачем признаём мы с вами, люди православные, что таких зомбированных диаволом человеков, - преобладающее большинство. Стоит только посмотреть, сколько нас предстоит на Божественной службе, в этот невыразимо радостный, праздничный День Святого Духа. Вот уж, истинно «малое стадо».
Я не хочу, чтобы присутствующие здесь возгордились. Нет на земле людей безгрешных, един только Господь наш Иисус Христос, Который на земле во плоти пожил и не согрешил. И мы с вами грешили, а порой грешили тяжко. Но мы не оставляем храмов православных, где каемся в своих грехах, исповедуем их, соединяемся с Господом, причащаясь Тела и Крови Христовой. Мы здесь получаем «огнедуховенную росу Духа» и становимся «светообразными чадами церковными». Блаженни те, кто принадлежит к числу «светоизбранных чад» святой Церкви!
Мы с вами, дорогие чада «светозарные», обязаны молиться (особенно в сегодняшний день), за тех, кто погряз во грехах и чьим сердцем завладело окаменелое нечувствие, дабы и их согрел огонь благодати Божественной, дабы и они, хотя бы в конце своей жизни, обратились к источнику благостыни и за это обращение были спасены Благим Утешителем. Давайте, братие и сестры, все вместе помолимся о них: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинны! Согрей сердца пораженных окаменелым нечувствием грешников, огнём Своей благодати, и в этот торжественный день, окропи души их Своею «огнедухновенною росою»! (См. подр. Могил. Е.В. 1891, 18-19).
Возлюбленные во Христе слушатели слова Божбего. Как вы убедились, поистине страшнои гибельно есть для человека, оставлять службы храмовые, посты и келейные молитвы. Поистине преступно перед Богом и своей же душой, довести себя до состояния душевного равнодушия, чёрствости и слепоты.
Только в храмах святых можем мы, в полной мере, напитаться одним из высших даров Святого Духа – Это Духа Господнего. Это дар высшего благочестия, который проникая во все чувства человека подвигает христианина православного на служение и святую ревность по Бозе. Каждый из нас должен следить за своим внутренним состоянием, внимать себе, не ослабели ли мы в вере, как спрашивал Апостол Павел: «…а в вере ли вы» (2 Кор. 13:5)?
Обогащая человека духовными дарами и выращивая в нём плоды духовные, Дух Святый украшает человека различными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Это и есть самый главный признак проникновения человека Духом Святым, ибо такой человек и мыслит, и чувствует и желает только угодное Богу. В послании к «Галатам», апостол Павел говорит о плодах Духа Святаго: «это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Галат. 5:22-23).
По этим признакам, каждый из нас, должен испытывать себя – живёт ли и действует ли в нём Дух Святый? Кто чувствует, что сердце его открыто для любви к Богу и ближнему; у кого душа преисполнена радостью, питаемая живою верою во Спасителя, и надеждою на Его великие благодеяния; кто примирившись с Богом, чувствует Мир в своей душе; кто скорби, болезни, обиды, гонения и другие испытания ради Господа переносит без ропота, раздражения и жалоб, кто являет к ближнему ласковость, снисходительное отношение, братолюбие с нежностью (Рим. 12:10); кто готов перед каждым дать ответ за все свои слова и дела; кто избегает сварливости, гневливости и жадности; и кто наконец, хранит умеренность в удовлетворении своих телесных потребностей, - вот в таковом обитает благодатью Своею Дух Святый.
Как видите, дорогие братия и сестры, как многому из перечисленного, мы с вами не соответствуем. Но мы должны и будем трудится молитвенным трудом, делами милосердия, - чтобы исполниться всей полноты Святого Духа. Чтобы удержать её в нас, надобно, содержать дом сердца своего в чистоте.
Нельзя забывать, что мы с вами живём в последние времена. Весь мир поднял дух лживый и лукавый, против Православия. Как вороны, слетаются в нашу страну представители заокеанских сект и вер, в надежде подавить веру Православную, разорить колыбель крещения Киевской Руси, подогнуть пол себя нашу Отчизну и получать от этого геополитические и баснословные финансовые прибыли. Тем самым напрямую уготовляя пути грядущему антихристу. И поэтому мы, воины Христовы, должны сплотить свои ряды вокруг Церкви Православной, где укрепляться Духом Святым. Будем помнить, что с Духом Святым – везде нам Царствие Божие. Как говорил св. Серафим Саровский: «Стяжи Духа Святого – и возле тебя спасутся тысячи». С праздником вас, «светозарные чада» св. Церкви. Здравия душевного вам и телесного.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz