28.ТРОИЦА (ПЯТИДЕСЯТНИЦА)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры! Сегодня мы с вами отслужили Божественную Литургию в честь праздника Пресвятой Троицы, или, как еще называют этот праздник, - Пятидесятница. Трудно нам, людям, а точнее сказать невозможно, до конца понять тайну Святой Троицы.
Однажды блаженнейший Августин, великий учитель Церкви, задался целью постигнуть тайну Святой Троицы. Озабоченный этой мыслью, гуляя ранним утром на берегу моря, он встретил мальчика, который пригоршней черпал воду из моря, и носил ее в небольшую ямку, вырытую на берегу в песке. Засмотрелся блаженный Августин и затем в недоумении спросил ребенка: «Что это значит?» Мальчик, улыбнувшись, ответил: «Хочу море перенести в ямку». Блаженный говорит: «Мальчик, ведь это невозможно». «Хорошо, - отвечает тот, - но скорее это мне удастся сделать, чем тебе постигнуть тайну Святой Троицы».
Святая Троица – Бог Единый по существу и Трочный в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – является величайшей тайной христианской веры. Божество есть единое существо в Трех Ипостасях: Отец, Сын и Святый Дух.
Живоначальная Троица – это величайшая тайна, которую христианин обязан постигать, несмотря на то, что в ней заключается много трудностей. Трудно постигнуть, как могут быть три одним и один – тремя. Хранительница Божественного Откровения – Святая Церковь Христова ведет человека по пути постоянного познания. Она дает нам в помощь образные символы, сравнения. Бог, во Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, во всем окружающем нас мире. Во всем мы видим цифру «3». Премудрый Творец все так расположил в окружающем нас мире, что он всегда определяется тремя факторами: «мерой, числом и весом» (Прем 11,21). Всякая материальная вещь, не может иметь других измерений, кроме длинны, ширины и высоты.
Посмотрим на воду: вода сама по себе, как таковая, одинакова в источнике, в реке и в море (куда она вливается одна хим. формула Н2О).
По существу своему вода едина, хотя источник есть источник, река есть река, а море есть море.
Посмотрим на солнце: есть лишь одна громадная раскаленная планета, однако от него исходят свет и тепло. Они имеют свои физические параметры, их нельзя назвать солнцем, но разве солнце, свет и тепло, можно разделить? Вот и получается: три разные, самостоятельные вещи соединены в едином целом.
Посмотрим на дерево: корень – это одна вещь, ствол – другая, плоды – третья. Эти сравнения взяты из материи, которые дают нам хоть немножко понять образ Троицы.
Возьмем человеческую семью. Она состит из отца, матери и детей. Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы и состоит из тела, души и благодати Божественного Духа. Наша душа есть образ Бога Единого, но в ней есть разум – это образ Бога Отца; есть познание, которое происходит от разума – это образ Бога Сына (Иисуса Христа); есть любовь, которая происходит от разума – это образ Святого Духа.
В нашей жизни и поступках тоже проявляется троичность: мы трижды стучим в дверь, трижды лобызаемся, трижды выражает свой восторг (Ура, ура, ура) и т.д.
Мы зависим от Святой Троицы, как лучи от солнца. Ибо от Отца происходит всякое отечество на небе и земле; от Сына – всякое сыновство и рождение; от Духа Святого – всякая любовь и благодать. Отсюда происходит почитание и любовь, которую, зная закон Божий, люди должны иметь к Богу и друг к другу.
Мы – образ Святой Троицы, наше тело – храм Божий. Так будем достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, сотворившего нас, Сына, искупившего нас честною Своею кровию, и Духа Святого, освятившего нас.
Дорогие, братие и сестры, сегодняшний день, называется еще Пятидесятницей (день сошествия Святаго Духа на апостолов).
После вознесения Иисуса Христа на небо наступил десятый день со дня Воскресения Христова (Пасхи). У евреев был праздник Пятидесятницы. Все ученики Господни, апостолы, собрались, вместе с Божией Матерью Марией и другими учениками Христовыми и прочими верующими, находились в одной горнице в Иерусалиме. Было девять часов утра (по еврейскому три часа дня). Вдруг раздался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святаго и стали славить Бога на разных языках, которых раньше они не знали. Так Дух Святый, по обещанию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, и дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения другим народам; сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «не все ли они галилеляне (т.е. из Галилеи)? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «они напились сладкого вина».
Тогда апостол Петр, встав вместе с другими 11-ю апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Исус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об иисусе Христа ап. Петр сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Иисуса, Которого вы распяли».
Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что очень многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали распрашивать Петра и других апостолов: «что нам делать, мужи братия?»
Петр ответил им: «покайтесь и креститесь во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святаго Духа».
Уверовавшие во Христа охотно крестились, таких оказалось в этот день около трех тысяч.
Таким образом начала организовываться на земле Царство Божие, т.е. Церковь Христова.
Со дня сошествия Святаго Духа стала быстро распространяться, при помощи Божией, христианская вера; число верующих день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов (священников и диаконов). И вот с того дня, когда благодать Святаго Духа, сошла на апостолов в виде огненных языков, и по сегодняшний день, - эта благодать теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в ее святых таинствах: крещении, миропомазании, исповеди, причастия, елеосвящения, брака (венчание) и священства. Это происходит через последователей, приемников апостолов учеников Христовых, - сегодняшних пастырей Церкви т.е. епископов и священников.
Мы сегодня говорим о сошествии Святаго Духа на апостолов. Сколько людей было на празднике Пятидесятницы в Иерусалиме, но в тот день Святый Дух сошел только лишь на избранных 12-ть учеников Господних. По слову Божьему они шли и проповедовали Евангелие по всему миру, крестили народы во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. И с этого момента избранными стали все мы, кто имел величайшее счастье быть крещенным в православной вере. Все мы получаем благодать Святаго Духа в таинствах, о которых я говорил выше. И кроме этих таинств, эта благодать исходит на каждой Божественной Литургии, такой, которую мы отслужили сегодня. Когда священник воздевает руки к небу и читает молитву, «благодать Святаго Духа сходит на всех молящихся в храме, на весь сию» (по старословянски «весь» это село), на ваши дома, на землю, траву, животных, птиц.
И вот сегодня, в день Святой Троицы, в день сошествия Святаго Духа на апостолов, когда вся природа ощущая эту благодать радуется, зеленеет, когда все живое славит Господа, жужжанием, кваканием, кряканием, кукареканием, хрюканием и прочее, - много ли нас, от числа живущих в Бугаевке, пришло сегодня, чтобы прославить Святую Троицу? Ту, которая создала человека, небо и землю, все вокруг. Которая дает нам счастье православной христианской веры, радость быть человеком, иметь детей, трудиться, много ли из нас помнит, что спасение нам дано величайшей ценой – тяжкими муками и Крестной смертью 2-го Лица Святой Троицы, Сына Божия, - Господа нашего Иисуса Христа? К сожалению – нет. Да и из числа тех, кто сегодня пришел в храм Божий, к большому сожалению, есть такие, которые пришли «за компанию», другие пришли развлечься, как в театр, третьи, как на рынок («Піду у церкву, бросю грошину, щоб Бог тоді дав мені багато»), кто-то попал в храм случайно («Усі ішли, і я пішов»).
Ах, как мало верующих, которые идут в храм не в надежде, что-то выпросить у Бога, а просто потому, что душа плачет, скучает по Богу, страдает от своих грехов, как маленький ребенок, который и на минуту боится остаться без матери, и идет вслед Бога.
Мало кто задумывается, пока есть здоровье, силы, удача в делах, порядок в хозяйстве, - кто это дал тебе. Полные гордыни, самолюбия, самолюбования, такие люди говорят: «Та який там Бог? Ніколи нам молитись, треба працювати. Все, що я маю, цього я досягнув своїм розумом, своєю працею». И не задумываются эти «деятели», что это все от Бога. У нас нет ничего своего: ни разума, ни таланта, ни удачи, ни здоровья, ни тела, - все это дал нам Господь Вседержитель. Ты сегодня красив, здоров, богат, силен, все у тебя ладится, - но вдруг Господь заберет у тебя здоровье, разум, попустит, чтобы в твоем хозяйстве случился пожар или другие бедствия. Кем станешь ты? Калекой, нищим, убогим? Еще вчера ты смеялся над людьми, что они тупые, ленивые, что они не умеют жить, а сегодня ты пойдешь с котомкой за плечами просить у них же хлеба.
Господь наш, Иисус Христос, говорит нам о том, что у человека в жизни есть два пути: узкий и тернистый, ведущий в Царствие Небесное, и путь широкий: «ешь, пей, веселись», ведущий в ад, на муку вечную. Третьего пути не дано.
С плачем и горечью надо сказать, что большая часть человечества идет путем широким. Все делают для своей плоти (для тела): чтобы вкусно ело и пило, чтобы оно жило в богатстве, уюте, ездило на машине (желательно иномарка), мылось дорогими шампунями, одевалось в красивые, дорогие тряпки и т.д. Где и когда уж тут думать о Боге, о любви к ближнему, милосердии, о спасении души? Вот он путь гибельный, широкий, которому учит нас сатана. Он то знает, что после смерти, тело человеческое сгниет, будет съедено червями (тело, которое так любили и лелеяли, ради которого трудились всю свою короткую земную жизнь), а душа вечная, о которой все время забывали, - полная неисповеданных грехов, пойдет на вечную муку, у которой есть начало, но нет конца.
Господь непереставая, стучит в сердце каждого из нас, и просит только одного: «Сыне, даждь мне сердце» т.е. услышь душой Мой голос, открой Мне сердце, и Я войду в тебя, и все в тебе изменю, очищу, поведу тебя путем узким, путем спасения.
Многие из нас, называя себя христианами («А як же, я хрещений, в мене і куми є»), являются христианами, лишь по названию: в церковь не ходят, креста не носят, молитвенного уголка в доме не имеют, жилища их не освященные, постные дни (среду и пятницу) и посты не соблюдают, детей в вере не наставляют и в церковь не водят, молитвы утренние и вечерние не читают, так же как перед едой и после еды, даже молитву «Отче наш» не знают, не исповедуются, не причащаются, Евангелие и труды святоотеческие не читают, а поэтому не знают, - а говорят: «Я хрещений». Ну и что толку? Говорят: «Я вірю у Бога». Ну и что толку? Как сказано: «Бесы тоже веруют в Бога и трепещут» (но ведь они остаются бесами). Вера должна подтверждаться делами, ибо как сказано: «Вера без дел мертва». А, о каких делах можно говорить, если из всех присутсвующих, никто не придет в храм хотя бы поинтересоваться, что тут делается, каким трудом, кто это делает, я уж не говорю о том, чтобы придти помочь навести порядок. Приятно зайти в чистый храм, освятить воду, - и никто не задумается: «А кто же здесь убирает, моет, стирает облачение, косит траву вокруг храма, красит и т.д».
Потребительское отношение к вере и к храму, как к магазину.
А ведь старцы говорили, что, если человек даже просто лампадочку поправит в Божием храме, то Господь дает благодать, аж до 7-го колена в роду этого человека, не говоря уже о том, если помыть полы.
И вот, чтобы оправдать, то, что они не ходят в храм, такие горе-христиане, находят множество причин: зимой в храме холодно, летом некогда, там все ободрано и некрасиво, службы сильно долгие. Ну и, конечно, самая главная и любимая причина, - это плохой священник: «наші копійки проїдає і пропиває». По этому поводу можно вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он говорил иудеям, что пришел Иоан Предтеча, ходил в верблюжей шкуре, не ел хлеба, не пил вина, и вы говорили, что человек не может такого выдержать – в нем бес. Пришел Я, Сын Человеческий, ем и пью с мытарями и пьяницами, - вы говорите, - он блудник и пьяница. Так вот и я, дорогие братие и сестры, хочу сказать таким деятелям словами Евангелия, что не судите и не судимы будете. Каким судом судите, таким и вас осудят. Какой мерой меряете, такой и вам отмеряют.что ты говоришь брату твоему: «Вынь сучок из глаза твоего, а бревна в своем глазу не видишь? Лицемер, прежде вынь бревно из глаза твоего». И еще: «Кто из вас без греха, - первый бросьте в нее камень».
Нет, дорогие мои, причина не в том. Будь этот храм из золота и серебра, будь здесь светло и тепло, и даже, если вместо священника, сюда поставить ангела небесного, те люди, которые не ходили, они ходить не будут, ибо выбрали путь мирской жизни, узкий и погибельный. И еще, как сказано: «И не идут эти люди к свету, ибо темны дела их, и боятся они света». Вот она – главная причина. Не хотелось бы, возлюбленные во Христе братие и сестры, на этой грустной ноте закончить сегодняшнюю проповедь, и потому я с большой радостью еще раз поздравляю всех вас с днем Святой Троицы, и желаю вам крепкой веры и доброго здоровья, все у вам да будет с любовью.
Еще раз, всех вас с праздником Святой Троицы.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz