23.НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПАСХЕ «О САМАРЯНИНЕ»


(Ин. 4:5-42)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
Неустанно следуя за Господом нашим Иисусом Христом, читая слово евангельское, мы с вами стали очевидцами того, что Христос, следуя в Галилею, должен был пройти через земли страны Самарийской. Самаряне ничего общего с иудеями не имели, у них были различия в вере, и поэтому иудеи, считавшие себя богоизбранным народом, не общались с самарянами и считали это позором. Господь вошел в г.Сихарь, где был выкопанный праотцом Иаковом колодец. Там женщина – самарянка набирала воду. Он попросил у нее напиться. Она напоила Господа, но с удивлением: «Как ты, иудей, разговариваешь с самарянкой и просишь у меня воды?» Но Господь не гнушался ничем. Он пришел исполнить заповедь любви. Еще недавно Господь совершил свое первое чудо в Кане Галилейской, превратив на свадьбе воду в вино, этим показав иудеям, что именно Он тот Мессия, которого они все ждали, что Он ни волхв, ни книжник, ни пророк, а богочеловек. Еще недавно Иисус Христос изгнал торгующих из Иерусалимского храма, и свидетельствовал при этом иудеям о том, что Он есть Сын Божий. И хотя Сам о себе Господь говорил, что послан только для спасения погибших овец дома израилева, но пришел в город самарянский. Потому что всесовершеннейшая, безграничная любовь Бога – Творца простирается на всю вселенную, на все Его творения: травинку, росинку, птицу, животное,- а тем более на венец Божьего творения – человека. И хотя человек по своей гордыне и своеволию разделился на разные стада, забыв о своих общих прародителях Адаме и Еве, и о всеобщем Создателе, - Бог Отец так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного послал в мир, дабы Евангелие было проповедано всякой твари, дабы всякий, от любого стада, мог уверовать и верою спастись, дабы мученической смертью Сына Своего и Его воскресением, вывести из ада души праведные и открыть врата рая всем уверовавшим в Христа. Поэтому Господь Иисус Христос сегодня здесь – у колодца.
Что же ответил Он самарянке, а вместе с ней и всем неверующим или поклоняющимся иным «богам»? Иисус сказал ей: «…если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.4:4-10). Открыть бы самарянке очи сердечные, распахнуть бы душу свою зачерствелую в мирских буднях, навстречу Господу, но она видит в Нем всего лишь прохожего. И сомневаясь, говорит Ему, что как ты можешь дать мне воду, если у тебя даже нечем почерпнуть. Иисус сказал ей в ответ, а вместе с ней и всем нам: «всякий, пьющий воду, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды текущей в жизнь вечную» (Ин.4:19-14).
Видя, что она не понимает, что ей говорится об источнике живой, истинной веры, и что пробудить ее душу, закованную в броню мирской суеты, можно чем-то необычным, Господь повелел ей привести сюда ее мужа, на что она ответила: «у меня нет мужа». На что Господь сказал: да, это правда, у тебя было пять мужей и тот, с которым ты сейчас живешь – тебе не муж. И только теперь, удивившись этому чуду, она сказала: «Господи! Вижу, что ты пророк» (Ин.4:19).
Ах, как это похоже на многих наших современников, живущих рядом с нами, которые называют себя православными христианами, а сами даже в подметки не годятся той, жившей тысячи лет назад самарянке. Как горько и больно слышать от таких: «Та хто це усе бачив? Де той рай та ад, ще ніхто з могили не встав і не розповів? Хто того Бога бачив? Але я визнаю – якась сила є». Они не верят, потому что не берут в руки Библию: ни пророкам, которые за десятки тысяч лет предсказывали рождение, крестную смерть и воскресение Иисуса Христа, ни ученикам Его, которые были с Ним с первого и до последнего дня: Матфею, Луке, Марку, Иоанну, которые каждый написал Евангелие, где с точностью до запятой, передают каждое слово Иисуса Христа и каждый шаг Его земной жизни. Не знают, потому и не верят «Деянии святых апостолов», где ап. Павел описал, как ученики Христовы, после Его вознесения, шли по всей земле и проповедовали Слово Божие всем народам, как сотни тысяч язычников становились православными христианами. Не верят церковным историкам и летописцам, какие страшные, кровавые гонения пришлось пережить Святой Православной Церкви, и до сих пор она является предметом ненависти жгучей сектантов и иноверцев, всего западного мира; не трогают сердца таких горе – христиан ни реки крови, пролитой миллионами христиан – мучеников за веру православную, ни славная история нашей Родины, где перед лицом любых врагов, вставали наши воины: « За веру, царя и Отечество». Не хотят они знать, что по всей земле православной, в наши дни, большое количество икон стало кровоточить, предсказывая тяжкие события и новые гонения на православие. Что им 2004 года Православной веры, 1016 лет со дня крещения Киевской Руси? Что им даже собственные предки, жившие здесь тысячи и сотни тысяч лет назад, и из нищеты своей собиравшие гроши и своими руками строившие этот храм? Такие «Фомы – неверующие» требуют чуда. Когда Господь ходил по земле, Он явно являл чудеса: изгонял бесов, исцелял больных, оживлял мертвых, укрощал бурю, ходил по воде и везде творил добро. Кто во Вселенной мог оживить мертвого? Конечно, только Сын Божий. Эти чудеса видели все иудеи своими глазами, это их больных исцелял Христос, их мертвых оживлял. И что же они, - уверовали? Нет! Потому что Он призывал их любить друг друга, обличал их в ханжестве, гордыне, жадности, немилосердии, разврате, просил одуматься и идти за Собой по пути спасения. Этого они, как и рядом с нами живущие современники, принять не могли. Как же отказаться от сытой жизни, от угождения своей плоти, от бесовских законов земной жизни: хватай, воруй, дави бедного, слабого, беззащитного и смейся над ним, раздувайся от гордости перед людьми за свой богатый дом, машину, одежду. А если ты хоть маленький начальник, - тут уже хватай без границ: зарплату задерживай, за сделанную работу найди причины не заплатить, правдами и неправдами отбирай у беззащитного имущество и землю, отмывай ворованные деньги через подставных лиц и их предприятия, выживай, выгрызай умных и неугодных со своей территории, а по праздникам замазывай глаза оставшимся людям зрелищами и жалкими подачками.
Так было тогда, так есть сейчас, так будет до скончания века, у тех, которые «веры не имуть» и не хотят открыть душу для Господа нашего Иисуса Христа. Видели иудеи чудеса и распяли Его, потому что Он им неудобен, теребит останки их совести, освещает их светом небесной любви и тогда они видят всю свою мерзость и грязь.
Вот и сейчас, в наше время, подобные им, которых, к великому горю, большинство, требуют чудес. Мы с вами помним притчу « о богаче и Лазаре», и то, как праотец наш Авраам ответил душе богача, находящейся в аду, которая просила, чтобы воскресить Лазаря и отправить к братьям богача, чтобы они уверовали и перестали грешить: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, - не поверят» (Лк.16:29-31).
Вот так и сейчас. У Бога нет невозможного, Он и сейчас бы мог воскресить любого из умерших односельчан, но зачем? Вы думаете, что тогда бы все село вздрогнуло, встрепенулось, побежало в храм с покаянными слезами? Нет и еще раз нет! Это, наоборот, возбудило бы ненависть большинства, ибо они явно бы увидели, что они не «пупы» мира, что над всеми нами Бог, что у бедных и слабых есть Защитник небесный, и что предстоит им держать ответ за свои злодеяния. И как бы они поступили? Так как хотели поступить иудеи, когда Христос воскресил своего друга Лазаря, брата Марфы и Марии. Они решили убить и Христа, и Лазаря.
А разве мы, дорогие братие и сестры, не ощущаем насмешки, презрение, сплетни, а порой и ненависть окружающих? И власть имущие, и жители, находя средства на утешение плоти и пополнение воистину бездонных карманов, спешат ли помочь восстановлению храма, построенного вашими предками? Он им не нужен, т.к. здесь звучит Слово Божие, звучит правда о них, срываются маски ханжества, призываются все к любви и милосердию к сирым и убогим. Поэтому судят вас, неустанно смакуют недостатки и обсуждают священника, видя в нашем глазу пылинку, а в своем бревна не видят. И не только не помогают, но и всячески препятствуют созданию хотя бы сносных условий для священника и проведения богослужений. Опасаются нас, потому что мы, несмотря на свою греховность, стараемся жить по заповеди любви, быть милосердными, не оскотиниться, не озвериться, и в слезах покаянных ползти вслед Господа на коленях души. Судим ли мы тех, кто бродит грязными дорогами мирской жизни, забыв дорогу в храм? Нет! Мы плачем о них, молимся о них в молитвах домашних и в храмовых богослужениях и просим: «Прости их, Боже, ибо не ведают, что творят».
Так что не будем просить знамений и чудес. Видели иудеи и не уверовали, мы же не видели, но верим по слову Божьему: «Блаженни не видевшие и уверовавшие». Мы имеем великое счастье православной веры. Нам с вами не нужно, как той самарянке, идти на край города, чтобы почерпнуть воды из колодца, после которой все равно захочется пить. Мы имеем храм Богородичный, священника, устами которого говорит Господь, и пьем мы источник Слова Божьего веры истинной, текущий в жизнь вечную.
Будем помнить о том, что всем людям, и верующим и обманывающим себя, которые говорят себе: «Я у душі вірю, якась сила є», и неверующим,- всем предстоит предстать пред Господом на Страшном суде и не единый не укроется. В Евангелии от Иоанна сказано: «Верующий в Него не осудится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»(Ин.3:18-21).
Возлюбленные во Христе братие и сестры. Идите к свету Христовой любви, пейте из живого источника веры православной, вкушайте нетленную пищу слова Божиего,- и будете со Господом в Царствии радости вечной!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz