16. 5-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
ПРЕДСКАЗАНИЕ ГОСПОДА О КРЕСТНЫХ СТРАДАНИЯХ.
ЖЕНО К АЛАВАСТРОВЫМ СОСУДАМ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Сегодняшней службой мы завершили 5-ю седмицу Великого поста. В сегодняшнем Евангелии от Марка, мы слышали, как Иисус Христос снова говорит своим ученикам о том, что в скором времени будет с Ним: что придя в Иерусалим, Он будет предан первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Слушали эти слова ученики Его и ужасались, и следуя за ним были в страхе. Вот и мы с вами, слушая эти слова Господа нашего Иисуса Христа, скорбим, плачем душою, - так бы нам хотелось, чтобы всего этого не было с нашим добрым пастырем, но понимаем, что иначе быть не может. Кто искупит наши грехи, кто понесет наши немощи, кто примирит человека с Богом и откроет ему врата рая? Что делать пастырю доброму, когда овцы неразумные, зашли в самое логово лютых волков и те готовы их растерзать? Пастырь добрый – не наемник, который при виде волков бросает стадо на растерзание и убегает. Конечно же, он бросается в самую гущу, не думая о себе, и отдает жизнь свою, для спасения овец.
Петр, ученик Его, ужаснулся и сказал: «Господи, да не будет с Тобой всего этого». И что ответил Иисус? – «Изыди от Меня, сатано, ибо ты Мне соблазн». Т.е. Он отвечает сатане, который через Петра, пытается заставить его отказаться от подвига самопожертвования. Иначе, как сбудется дело спасения человеков, еще задолго до этого предсказанное пророками. И Господь наш, Иисус Христос, зная, что Его ждет в Иерусалиме, все же держит туда путь. Он добровольно грядет на эти муки. Он говорит своим ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:43-45).
Далее, в Евангелии от Луки, перед нами, с трогательною силою, открывается пример истинной любви к Богу и покаяния. Иисус Христос пришел со своими учениками в г. Наин. Один из фарисеев пригласил его в дом свой на обед. А в городе том, жила женщина, великая грешница. Судя по всему, весь город относился к ней с презрением и брезгливостью, каждый считал себя чище ее и лучше. И вот эта грешница, узнав что в этом доме находится Иисус Христос, принесла алавастровый сосуд с благовонным миром, и опустившись у Его ног и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать их своими волосами, и целовала ноги Его и мазала миром. А, фарисей, который пригласил Его, подумал: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина к Нему прикасается.»
Иисус, услышав мысли его, рассказал ему о том, как один человек имел два должника, один должен был ему пятьсот, а другой пятьдесят динариев, но так как, они не имели чем заплатить, он простил долг обоим. И спросил Иисус Симона фарисея, кто по его мнению, больше возлюбит давшего в займы. Симон ответил, что тот, которому он больше простил. Тогда Иисус сказал: «… видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами своими облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она тех пор, как Я пришел, не перестает целовать Мне ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются тебе грехи… вера спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7.44-50).
Ах, если бы и нам, дорогие, братие и сестры, иметь хоть бы сотую долю такой любви к Богу, такой совести, такого истинного покаяния, как у этой женщины, грешной, презираемой, отверженной. Но, увы, каждый из нас считает себя не таким уж плохим, лучше другого, все мы не прочь обсудить и посмеяться над человеком павшим, совершившим постыдный грех, вместо того, чтобы о нем поплакать и помолиться за него. А бывает и такое самомнение, такая духовная близорукость, когда придя на исповедь и встав перед Богом, мы говорим: «Та які в мене гріхи?» и начинаем рассказывать Тому, Который знает все что мы сделали, думаем сделать, или сделаем через годы, - какие мы хорошие, добрые. Не видеть, не чувствовать своих грехов перед Богом, свою неблагодарность за все Его благодеяния, - уже есть тяжкий грех тщеславия и гордыни (матери всех грехов). Что сказала та грешница Иисусу Христу: рассказывала о своих достоинствах, о том «що в неї немає гріхів», оправдывалась? Нет! Она горько рыдала о своих грехах, омывала ими ноги Спасителя, веруя, что Он может ей очистить и простить ей все грехи. И по вере ее было ей дано. Она ушла чистая и оправданная перед Богом, выше всех тех, кто ее презирал, а они так и остались грязными, и считающими себя безгрешными.
Покаянный плач, - это дар Божий, который можно заработать только тяжелым молитвенным трудом и милосердием. «Блаженни плачущие – яки тии утешатся», гласит заповедь блаженства. Прп. Иоан Лествичник писал в давние годы: «Как огонь пожигает хворост, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны». И еще: «Плач по Богу есть сетование души, такое расположение болезненного сердца, которое с иступлением ищет того, чего она жаждет и, не находя его, с трудом за ним стремится и горько рыдает вслед него» («Лествица»). «Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда считает себя виноватым перед Богом» (Там же). По этому поводу существует такая притча, которую я (с Божией помощью) изложил в стихах и предлагаю вашему вниманию…
Припадаем душею к стопам Господа нашего Иисуса Христа, восплачем искренными слезами покаянными, и «очистит грехи наши, и отымет беззакония наши».
* В сегодняшний день мы с вами почитем так же память преподобной матери нашей Марии Египетской. Вся ее удивительная жизнь – это пример того, как истинное покаяние может поднять человека из самой глубины нечестия и греховности, на самую высоту чистоты и святости. В 12 лет ушла она из родительского дома в Александрию, и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочною жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было не мало. Через 17 лет такой жизни, она, вместе с другими жителями Александрии, поплыла на корабле в Иерусалим, на праздник Пасхи, куда стекались люди со всей Иудеи. Даже плывя на такой святой праздник, она продолжала на корабле блудить с матросами. Когда она взошла на порог Иерусалимского храма и пыталась войти в него, невидимая сила сила отталкивала ее. Так повторялось несколько раз. И тогда она поняла, осознала все свое падение. Принесши Господу глубокое покаяние, она из Иерусалима, взяв с собой 4 хлеба, удалилась в пустыню Иорданскую. 48 лет подвизалась она в полном одиночестве, в посте, молитве и слезах. Когда прошло 15 лет и все страсти ее, казалось бы, оставили, нечистая сила, со всей ненавистью вновь навалилась на нее, распаляя плотскою похотью ее тело, представляя ее внутреннему взору, мясные блюда и другие яства, запахи и вкус вина, мужчин с которыми она была, напоминая ей срамные песни, которые она раньше пела, - чтобы прп. Матерь Мария бросила свой спасительный подвиг в пустыне и вернулась на погибель в мир. Только обратившись к Богу за помощью с горячею, слезною молитвою, ей с большим трудом, удалось преодолеть это искушение.
Постепенно одежда ее истлела, и укрывалась она от палящего пустынного солнца и ночного холода, только своими волосами. Кожа ее загрубела и стала похожа на кору старого дерева. Пищей для нее были колючки и редкие пустынные растения. Ни единой живой души, рев диких животных, вой шакалов и пустынного знойного ветра, и всякие ужасы, которые бесы наводили на нее. Так прошло 48 лет. Первым человеком, которого она увидела за это время, был преподобный Зосима. С началом поста монахи уходили в пустыню. И чтобы люди узнали о подвиге Марии Египетской, Господь устроил так, чтобы прп. Зосима встретил ее в пустыне. Когда он увидел ее стоящей на воздухе во время молитвы, или переходящей реку Иордан по воде, как по суше, он понял, что она имеет большую благодать у Бога. Преподобная просила старца через год снова придти сюда со Св. Дарами, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время явился в пустыню и причастил прп. Марию Св. Тайн, а через год, найдя ее усопшей (в 522 году), похоронил.
Была ли прп. Мария грешнее всех блудниц своего времени, когда жила в миру? Конечно же нет! Но именно в ней предувидел Господь способность к истинному покаянию, живую душу, под слоем мерзостных грехов. И через нее, еще и еще раз, призвал нас не судить даже самого падшего человека, ибо мы не знаем какова о нем воля Божия, ибо мы не знаем, какие, по ночам, горькие покаянные слезы, может быть, проливает он о своем пороке. Чтобы, вдруг, не стало нам удивительно и стыдно, когда еще при нашей жизни блудник стал – примером целомудрия, пьяница – трезвенником, сквернословец – псалмопевцем, тот, которого считали, погибшим, презренным, конченным, стал, например, священником. Так будет и на Страшном суде, когда грешники нераскаявшиеся, будут согнаны в смердящее стадо «козлов» и за спинами их будет реветь адское пламя, ждущее их; и увидят они в стаде овец, в белых сияющих одеждах, многих из своих знакомых и удивятся, и скажут друг другу: «Смотри, а не тот ли это вчерашний блудник, или пьяница, или тот, который жил бедно и его мы считали дурачком, за то что он не умел, как мы: рвать, хватать, обманывать, унижать, воровать? Ну, что у них было такое, что они теперь стоят там, а мы здесь?» А ответ прост: у них было истинное, слезное покаяние, исповедь, желание исправиться, и постоянные добрые милосердные дела. Они шли в Дом Божий, в храм, - очищались, падали, поднимались, и с плачем горьким ползли за Богом на коленях души, разбивая их в кровь. Как говорил царь Давид: «лекаря другого не ищу, и руки моей к Богу чужому не протягиваю».
Многие ли из нас имеют слезы покаянные, увы, нет! Почему? Отвечу вопросом на вопрос: когда человек плачет? Когда ему больно. Вот так и душа христианская плачет, когда ей больно от своей мерзости, от своей неблагодарности перед Богом.
А наши души загажены, завалены грехами, страстями, житейскими заботами. Но не идем в храм, не омываем их исповедью. Часто говорим – стыдно. Творить мерзости на глазах у всевидящего Бога не стыдно, а исповедовать грехи, для своего же спасения – стыдно. А в Евангелии сказано, что нет ничего тайного, чтобы не стало явным. Если здесь, в земной жизни тебе, как говорят, с рук сошло, то вспомни о Страшном суде, где перед всем человечеством, перед всеми ангелами и архангелами раскажутся не только твои неисповеданные дела, но даже и мысли. А, мы, не имеющие истинного покаяния и желания исправиться, даже исповедавшись возвращаемся к старому. Как говорил апостол Петр: «Лучше бы им не знать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр 2:21-22).
Но не надо отчаиваться в своем спасении, приди к Богу, и Господь направит тебя на путь спасения, даст тебе задачу труда духовного, именно по твоим силам. И восстанешь ты со дна греховного, с Божией помощью, на высоту чистоты. И пример нам в этом, жизнь преподобной матери нашей Марии Египетской, которой моляться о помощи против «плотския страсти и блудного возбешения».
Призываю вас, дорогие, братие и сестры, кто еще этого не сделал, вступить на путь Поста и молитвы, а кто ранее трудился – усилить свои подвиги, ведь до Пасхи осталось всего 2 недели. Напоминаю, что в период поста, даже самый нерадивый человек, должен, хотябы один раз, исповедоваться и причаститься.

Желаю вам всем в добром здравии, с чистой совестью, хорошо духовно потрудившись – подойти к Великодню.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz