15. 5-Я СУББОТА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
МАРФА И МАРИЯ.
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Сегодняшняя суббота – это завершение пятой недели Великого Поста. Большая часть несчастных людей, которые далеки от церковной жизни, - еще и не думали приступать к Посту, еще и не думали очистить свою совесть покаянием, укрепить свои души и тела Причащением Св. Христовых Тайн. Живут так беспечно, - не считая времени, как-будто впереди у них целая вечность, или они знают день своей смерти, или им известен день конца мира и Страшного суда.
Это как в притче о десяти девах, пять из которых были разумными, а пять неразумными. Разумные ждали прихода Жениха (т.е. Иисуса Христа) и содержали свои светильники (т.е. веру), полными масла (т.е. добрых, благодатных дел и любви). А неразумные, ленились наполнить свои светильники маслом, говорили, что вера у них есть (и у нас говорят: «Я вірю у душі», а масла (т.е. молиться, поститься, ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, делать добрые, милосердные дела) купить успеем, потому что Жених придет нескоро.
И когда девы все задремали, глубокой ночью раздался крик: «Вот Жених идет!» Мудрые девы зажгли свои светильники и пошли навстречу Жениху. А глупых уже не надо было уговаривать (поститесь, молитесь, идите в церковь, делайте людям добро). Увидев идущего Жениха, они кинулись к мудрым девам, забегали, засуетились: «Дайте нам масла, потому что наши светильники не горят», но мудрые ответили: «Идите и купите у продающих, потому что, если мы дадим вам, то ни вам ни нам не хватит». Побежали те покупать, но что и у кого можно купить глухой ночью? Недаром предупреждал ап. Павел: «Делайте дело пока есть день, потому что когда придет ночь, никто уже ничего делать не может». Пока глупые бегали, мудрые девы вошли в город с Женихом на брачный пир и ворота закрылись. Прибежали иные девы и стали стучаться и кричать: «Господи! Пусти нас!», но последовал ответ: «Уйдите, не знаю вас!»
Так что, если вдруг сегодня, сейчас придет Иисус Христос, с чем пойдут на Страшный суд, что скажут в свое оправдание, те, кто еще и не думал начинать пост и молитву, и другие труды Великого Поста, и вообще – христианской жизни?
За пять недель Великого Поста, верные овцы стада Христова, прошли рядом со своим добрым пастырем, с момента, когда Он крестившись в Иордане у Иоана Крестителя, нашел первым своих учеников: Андрея, брата его Симона, Петра и Филиппа, - и до сегодняшнего дня, когда (как мы слышали в сегодняшнем Евангелии), по дороге Кесарию Филиппову, Он спросил Своих учеников, за кого они Его принимают. И ответил Петр: Ты Иисус Христос. И вот здесь, он рассказал ученикам, что Сыну Человеческому предстоит много пострадать, быть отверженным старейшинами, первосвященниками, и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.
Да, через две недели, нам овцам Христовым, предстоит все это сопережить рядом с Господом. Еще немного, всего через неделю, наступит Лазарева суббота, а за ней Вербное воскресение. А затем последняя Страстная Седмица. Что выберем мы – как и все предыдущее время – мирские заботы, или все же главное – придем и встанем рядом с Господом нашим Иисусом Христом, который, безвинный, готовится принять тяжкие муки и лютую смерть, готовится взять на себя все наши грехи и неописуемые смердящие мерзости наши, чтобы нам не мучаться за них вечно. Надо выбирать главное, - то что у вас не отнимется. Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, что во время пути Его, Иисуса Христа, приняла в свой дом женщина по имени Марфа, а у нее была сестра, которую звали Мария. Марфа стала заботиться о большом угощении, а Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же, подойдя сказала: «Господи, или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне. Иисус же сказал ей: Марфа, Марфа! О многом ты заботишся и суетишся о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Да, необходимо делать домашние дела, надо трудиться. Но с утра до ночи, из года в год только и трястись над этим, забыв о своей душе, о вере, о милосердии, о Боге, думать только о своем теле, чтобы его повкуснее покормить и покрасивее одеть, и всунуть тело свое в квартиру или домик побогаче – разве это достойно человека, высшего творения Божьего? И тем более, разве это достойно православного христианина, который знает, с каким удовольствием едят упитанное тело могильные черви, как лихо расправляется с красивыми тряпками моль, и какая война идет между детьми и родственниками, после нашей смерти, за наш красивый домик, богатую квартиру, модную машинку. Разве стоит, ради всего этого тленного мирского навоза, губить свою бессмертную душу в вечной огненной муке? Много ли требуется от нас для спасения души? Нет! Заповедь гласит: «Шесть дней делай дела твои, а седьмой день Господу Богу твоему». Приди раз в неделю к Иисусу Христу, сядь, как Мария, у Его ног, слушай с умилением слово Его и старайся его выполнять. Пусть другие Марфы заботятся о многом, о мирском, пусть оправдываются то жарой в церкви, то холодом, то посадкой огородов, то их прополкой, то борьбой с жуком, то уборкой урожая, то заготовкой сена. Не хотят эти Марфы припасть к стопам Господним добровольно, (у них всегда для Бога не хватает времени), но придет смерть внезапно, не знающая жалости и отсрочек, с жестокостью вырвет душу из тела (потому что, как писал царь Давид, «смерть грешников люта…»), и все равно душа будет приведена на ответ к Богу, будет падать Ему в ноги и вопить: «Помилуй!», но тогда будет поздно, «по делам вашим осудят вас». И вместо времени земного, которого всегда не хватало для Бога у таких Марф, перед ними встает вечность, которой нет ни начала, ни конца – и будет вечная мука. Как говорят старцы: «Содрогаются основания вселенной, от невыносимого, полного ужаса и отчаяния крика души, отправляемой в ад». И пока Господь долготерпеливый дает тебе время для покаяния, приди к Нему, припади к стопам Его и слушай слово Его, потому что оно «слаще меда и сота».
Дорогие, братие и сестры! Служба сегодняшней субботы называется «похвала Пресвятой Богородицы». На этой службе мы возносим похвальное пение Пресвятой Богородице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов, всесильным Ее заступлением. В царствования Ираклия (в626г), стеснили Царьград с востока персы, а с запада скифы или авары. Патриарх Сергий взял икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Одигитрия», и ризу ее обносил с крестным ходом по стенам города, а когда в водах пролива омочил ризу Богоматери, - море закипело, корабли потопило и врагов истребило. Народ проводил целую ночь на молитве во Влахернской церкви, находящейся на берегу моря, воспевая благодарственное пение Божией Матери. Такое же избавление Царьграда от агарян, было при Константине Погонате (в 670г), Льве Исавре (716-760 гг) или, по другим источникам, при Михаиле ІІІ (в 864г) от агарян и скифов – Аскольда и Дира.
И с момента первого избавления Константинополя в 626г. (т.е. уже 1275 лет) Св. Церковь празднует этот праздник «похвалы Пресвятой Богородицы». К благодарению за избавление Константинополя, Св. Церковь присоединяет моление к Пресвятой Богородице об освобождении нас от всяких бед, взирая на Матерь Божию, как на помощницу в молитве и покаянии. Напоминая верующим о небесной Ходатаице и Заступнице рода христианского, Св. Церковь тем самым утверждает кающихся в надежде на высшую помощь в молитвенных трудах Той, Которая не покидала никогда страждующих, обремененных, скорбящих, нуждающихся в Ее помощи, в борьбе с видимыми и невидимыми врагами.
Каждый из нас имеет, или имел мать, ту, которая дала нам жизнь, учила нас говорить, ходить, провела у наших кроваток столько бессонных ночей, которая трудилась так тяжко всю жизнь для нас и часто отрывала от себя последний кусочек хлеба, чтобы мы были сыты и ни в чем не знали нужду. Каждый из нас, каким бы взрослым он не был, какую бы великую должность он в этой жизни не занимал, - остается для мамы, тем же маленьким сыночком или доченькой.
И какимы бы мы не были хорошими, добрыми или злыми, или даже окончательно падшими, мы остаемся детьми любимыми для наших матерей. И продолжают они нас любить даже тогда, когда весь мир восстал на нас или, когда все от нас отвернулись. А мы, неблагодарные, ох, как часто забываем своих матерей и с днем рождения поздравить, и помочь чем, и в гости съездить или сходить, даже если живем совсем рядом – не находим времени.
Вот и сегодня, в похвальный праздник нашей общей Матушки небесной, - сколько нас здесь, в храме, пришедших к Ней? А где же остальные Ее дети? Не нашли времени? Предпочли ковыряться в огороде, как будто он за эти два часа будет завоеван врагами? А, скажи таким, что-нибудь – так сразу со злостью и, некоторые даже с ненавистью, ответят: «А шо мы обязани туды ходыть? Треба робыть, церква не поможе. Шо мы будем исты?»
Т.е. – какое нам дело до до того, что Ты, Владычица Пресвятая, Дево Мария, смиренно покорилась воле Божией и родила Спасителя Мира? Спасителя всех нас, от вечной адовой муки?
Какая нам печаль от того, что с того момента, когда в Иерусалимский храм принесла Ты младенца Иисуса Христа и услышала от старца Симеона пророчество, что Сын Твой будет убит, - Ты Богородице, тридцать три года, каждый день, с болью душевной и страхом ждала этого страшного дня?
И что нам до того, каково Тебе было, когда Ты услышала, что иудеи схватили и связали Сына Твоего, и тогда Ты поняла, что приблизился страшный день предсказанный старцем.
Какая нам забота, о том, как Ты чувствовала себя, когда видела безумную, кровожадную толпу, ревущую: «Распни, распни Его!», т.е. Сына Твоего, который еще недавно исцелял их больных, оживлял их мертвецов, проповеди которого они слушали затаив дыхание? Вот повалили Твоего Сына на крест, тяжелым молотом забивают страшные гвозди в руки Его и ноги. Вот подняли Его на кресте над радостной толпой безумцев. Ты видишь, как стекает кровь Его, как Он, безвинный, мучается на 60-ти градусном палящем зное, среди двух разбойников. Ты слышишь, как Он молится Отцу Небесному об убивающих Его: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят!» Вот Он говорит Тебе, показывая на любимого ученика Иоана: «Се, Жено, сын Твой», а ему говорит: «Се, Матерь твоя». Т.е. с этого момента и до Страшного суда, Ты, Приснодево Марие, Мать всех православных христиан, защитница грешных, сирых и убогих. Что нам до всего этого? «Ты молышься за нас? Ну и молысь соби. Погано молышься, бо врожаю нема, грошив мало…»
Страшно, поистинне страшно, видеть такую душевную червость, такую духовную слепоту, такое безверие, такой животный уровень желаний и чувств. А, Владычица Пресвятая, продолжает со слезами молить Сына Своего о нас грешных, закрывает всех нас, Своим честным омофором, от всякого зла и от Его справедливого гнева, просит о всех нас вместе, и о и каждом в отдельности, чтобы Господь дал нам еще время для исправления.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz