13. 4-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Продолжается нелегкий молитвенный труд, тех кротких, любящих своего пастыря овец, которые вот уже четыре недели следуют за Ним тернистыми путями Его земной жизни. А пастырь того стада, Господь наш Иисус Христос, ласково и кротко, продолжает призывать тех овец, которые долгие годы короткой земной жизни, стоят на грязной ее обочине, тонут в болотах мирских страстей, мучаются, стонут, плачут, пожираются сильными мира сего, терпят горькие обиды даже от самых близких своих, - и не хотят, и никак не могут решиться, и никак не могут заставить себя сделать усилие и присоединиться к стаду, идущему за Господом нашим Иисусом Христом, по пути спасения души человеческой в Царство вечной радости и блаженства.
Жаль их, но особенно жаль тех, которые хоть иногда приходят в храм Божий, хоть по праздникам заглядывают в дом Отца Небесного, но уходят отсюда с пустым сердцем, чтобы, или уже никогда не вернуться, или ползать дальше по житейской грязи, до следующего праздника (кстати, не задумываясь о том, а доживут ли они до него).
Почему же так происходит? Неужели они заглянули не в истинную лечебницу человеческой души, разве их встречает не Тот самый чудотворный лекарь Иисус Христос, который парализованных поднимал, слепым зрение возвращал, прокаженных очищал, усохшие руки и ноги лечил, калек делал здоровыми, глухим и немым речь и слух возвращал, бесов из человеков изгонял и даже мертвых оживлял? Разве здесь не истинный Сын Божий, от прикосновения к краю одежды которого исцелилась женщина, 12 лет кровоточившая, истратившая на докторов все свое имущество. Не Он ли по горячей вере сотника, исцелил его слугу, даже не входя в его дом, или изгнал беса из дочери женщины ханаеянки? Или одним прикосновением излечил тещу ап. Петра, лежащую в горячке. Кто, как не Господь наш Иисус Христос, воскресил дочь начальника города Иаира, или единственного сына безутешной вдовы в городе Наине, несомого на погребение. Кто сотворил чудо на браке в Кане Галилейской, превратив чистую воду в прекрасное вино? Кому, как ни Господу нашему Иисусу Христу, подчинились ветры и волны морские, когда Он буре запретил и сделалась великая тишина? Не Тот ли это Христос, которому под силу было накормить пятью хлебами – пять тысяч человек, или семью хлебами и несколькими рыбками четыре тысячи человек, не считая женщин и детей? А кто, как не Сын Божий преобразился на горе Фавор, пред своими учениками Петром, Иаковым и Иоаном, просияв как солнце и беседовал с пророками Моисеем и Илией, которые явились Ему во славе небесной и звучал в тот момент из облака, голос Бога Отца Саваофа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» Не Господь ли наш воскресил друга Своего Лазаря, брата Марии и Марфы, который уже четыре дня был во гробе и начал смердить? Кого, как царя встречали в Иерусалиме, стелили под ноги молодого осла, на котором Он ехал, свои верхнии одежды, срезали пальмовые ветви и устилали ими дорогу и, о чудо, грудные младенцы на руках у матерей своих, проговорили: «Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!» И, наконец, не Этот ли Иисус Христос, Господь наш, добровольно принял тяжкие муки, позорную смерть на кресте, чтобы открыть врата рая, победить смерть и даровать возможность вечной жизни падшему человечеству? Не Он ли чудесно воскрес на третий день, явился более пятистам Своим ученикам в течении сорока дней, учил их и вознесся на Небеса, призвав их бодрствовать и ждать Его второго пришествия, так как дня этого не знает никто, кроме Отца Небесного.
Да! Ты, человек приходящий в храм Божий изредка, по праздникам, - не ошибся: это та самая истинная лечебница души, это Тот Самый Иисус Христос, только через Которого возможно оставление грехов твоих и спасение от вечной муки. Почему же ты уходишь отсюда и сразу же за порогом храма, забываешь о великом счастье православной христианской веры, которое тебе, недостойному, дано? Ответ на тот вопрос не сложный. Потому что ты возлюбил этот грязный, жестокий мир, который унижает, оскорбляет, держит тебя на положении неразумного скота, готовит к гибели твою душу, - больше, чем Господа нашего Иисуса Христа и веру православную. И ты, - имеющий в жизни достаток и изобилие; и ты, измученый бедностью или нищетой, - любите мир этот больше. Как наркоман или пьяница, знает, что он губит себя, чувствует, как разрывается от боли его тело, как восстает и кричит на него, его же совесть, - даже попав в лечебницу, старается оттуда сбежать и приняться за старое, - так и вы, попав в храм, ощущаете себя неуютно. Как человек, который вместе с другими бредет по грязной дороге в темноте, не видит что он грязен и грязны другие. А когда вдруг выйдет на свет фонаря, ему сразу бросается в глаза налипшая грязь.
- Одни приходят в храм, пресытившись от жизненных удовольствий, как на новое развлечение, они звуками проповеди услаждают свой слух. Сам Бог говорил пророку Иезекии: «И вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез. 33:32).
- Другие приходят, по традиции, «за компанию» на праздник, чтобы после службы, в шумных и обильных застольях, обсудить всех и все, что было в храме, и растерять ту благодать Святаго Духа, которая сошла и на них.
- Третьи приходят (и таких немало), подсчитывая какую материальную прибыль, Бог обязан ему дать, за купленную им свечу, или пожертвованый им рубль. А так же просят должности, власти и проч.
- И, как правило, и те, и другие, и третие, - просимого не получают. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Посл. Иак. 4:3). О всех них сказано в книге «Премудростей Соломоновых»: «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы из зла» (Прем. 15:12).
Если ты приходишь в храм один раз или дважды в год, то скажи, чему необходимому можешь научиться о душе, о бессмертии, о Царстве Небесном, о наказании? Но имея научиться не маловажному искусству, а важнейшему из всех наук – как угодить Богу, - вы думаете, что можно сделать это мимоходом? Не безумие ли это? (Свт. Иоан Златоуст).
И вот все те, о ком сказано выше, не получив просимого, не открыв своей души для покаяния и исповеди, начинают обвинять в бесполезности и обмане: и лечебницу (Церковь св. Православную), и лекаря (Иисуса Христа), и Его помощников (священников).
С ними, как говориться, все ясно. Но, я обращаюсь к тебе; измученному бедностью, тяжким трудом, недостатками, бесправному, униженному, оскорбленному, страдающему от своих же домашних. Зачем ты держишься за этот мир, у кого, в этой мирской суете, ты хочешь получить добрый совет, поддержку, утешение? Ведь весь мир построен, по принципу сатанинскому: «Или сам грызи, иль лежи в грязи». Ведь говорил Господь: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете вы ненавидимы за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21-22). К тебе, именно к тебе, стоящему на грани отчаяния, безпросветного уныния, обращены слова Спасителя: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Т.е. приди к Господу, призови Его, открой Ему свое сердце измученное, и станет тебе легче, и, как любящий Отец, утешит тебя, подкрепит, протянет руку помощи, покажет путь спасения и выход из твоей ситуации, защитит тебя от обидчиков, а, главное, беда твоя, уже не будет тебе казаться такой уж большой бедой, а жизнь твоя такой уж безпросветной.
Не сразу, не вдруг все это произойдет. Не надо ждать мгновенного чуда и избавления от бед. Дело спасения себя и других – это труд, и труд тяжкий, но награда за него – Царствие Небесное. Путь в рай состоит из скорбей. Сказал Господь наш Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их» (Мф. 7:13-14). Так что запомни: вне православной церкви, вне жизни во Христе, вне церковной ограды, - нет пути спасительного!
Уверуй в Господа, возлюби его всем сердцем твоим, всем разумом твоим, всей душею твоею, всей крепостью твоею. Проси Господа, чтобы укрепил тебя в вере, потому что учил Иисус Христос своих учеников: «… истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:21-22).
А для того, чтобы молитва была скорее Богом услышана, то иди и молись в церкви православной, ибо, как писано: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). И общая церковная молитва, принесенная через священника к Богу, будет Им непременно принята: «… И истинно так же говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
То, что ты стоишь сегодня в храме и слушаешь слово Божие из моих недостойных уст, - это не случайность, ибо в жизни нет ничего случайного, но все по воле Божией. Это свидетельство необъятной любви Господней именно к тебе. Именно тебя пастырь добрый призывает в свое стадо овец, которых поставит на Страшном суде справа от Себя и дарует им Царствие Небесное. Поспешим же к Нему, ибо никто не знает в который час Господь наш придет судить живых и мертвых. (Это особенно хорошо сделать сейчас, в период Великого Поста, который продлится еще три недели). Начни сегодня с поста, молитвы и покаяния, приведи в храм своих детей, и ты получишь награду одинаковую с первыми. Тебя меньше станут искушать нечистые духи различными страстями, т.к. по Слову Господа нашего Иисуса Христа: «… род сей (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).
Поскольку ты сегодня стоишь здесь, в храме Божием, пойдем среди других овец за пастырем добрым. Ты сегодня слышал со страниц Св. Евангелия, что после избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы, где его ждало множество народа со всех концов еврейской земли и из соседних земель. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Новый Завет любви.
В Ветхом Завете Господь дал Закон в безплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто, кроме пророка Моисея, не смел приблизиться к горе, которому Господь вручил десят Заповедей Закона.
Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти к Нему поближе, чтобы получить от Него благодатную силу, (Не смущайся, подойди ближе и ты, прикоснись к Нему своею изболевшейся душою. Чувствуешь, как и тебя наполняет Его благодатная сила), ибо никто не уходит от Него без утешения.
Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Новозаветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнять» (Мф. 5,17).
В Своей проповеди, которая называется «Нагорной», Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления, Христос обещает, как Царь Неба и земли вечное блаженство (т.е. великую радость, наивысшее счастье), в будущей вечной жизни. Заповедей блаженства Он дал нам девять:
1. Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное. (Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят, что они без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это – люди смиренные.
2. Блажени плачущие, яко тии утешатся. (Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о грехах своих и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даст им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость).
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. (Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота на Бога), и смиренно переносят всякие обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получают во владение новую (обновленную) землю во Царстве Небесном.
4. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. (Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, как голодные – хлеба, или жаждущие воды. Просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполняются, они насытятся, т.е – будут оправданы.
5. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. (Милостивии – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия).
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (Чистые сердцем – люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу хранят от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), и в будущей жизни, в Царстве Небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его).
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. (Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божиему, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьми, т.е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу).
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. (Изгнанные за правду –люди, которые любят жить по правде т.е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Они за это получат Царствие Небесное.
9. Блажени есте егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесах.
(Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, насмехаться, бранить, бесчестить вас), притеснять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять) и все это вы будете терпеть за веру в Меня, то не печалься, а радуйтесь и веселитесь, потому что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, т.е. особо высокая степень блаженства.
* Кроме заповедей Блаженства, Иисус Христос говорил людям о промысле Божием т.е. о том, что Господь заботится о всех тварях и особенно о человеке. Он заботится о нас больше и лучше, чем самый разумный и добрый отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в нашей жизни, но главное, в том, что служит для нашего спасения.
«Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец наш Небесный питает их; а вы не гораздо лучше ли их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец наш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Поэтому ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».
* Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: «не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить. И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь. (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших пороков). Или, как скажешь брату своему: дай я выну сучок из глаза твоего; а в твоем глазе бревно?» Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (т.е. постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).
* «Прощайте, и прощены будете», сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
* Иисус Христос велел любить не только близких своих, но и всех людей, даже обидивших нас, причинивших нам зло, т.е. врагов наших, Он сказал: «вы слышали, что сказано (вашими учителями, книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете Сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных».
Если вы будете любить только тех, кто любит вас; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и в займы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не так же поступают и язычники? И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
* Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, на это Иисус Христос дал нам такое правило: «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы конечно хотим, чтобы все люди любили нас, делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними». (Не делайте другим того, чего себе не желаете).
* Если мы будем усердно молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: «просите, и дано будет вам: ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает и имущий находит и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда просит рыбы, подал бы ему змею? И так, если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
* Всякое добро мы должны делать не из похвалы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. И так, когда творишь милостыню, не труби (т.е. не разглашай) пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинного говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» - если не сейчас, то при последнем суде Своем.
* Чтобы люди знали, что для вступление в Царство Небесное недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царствие Небесное, но только тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного», тоесть мало быть только верующим и богомольцем, но надо еще совершать добрые дела, которые Господь требует от нас.
Когда Иисус Христос закончил проповедь Свою, народ удивлялся Его учению, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним следовало много народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.
- Ну, что скажешь, праздничный посетитель и редкий гость Божиего храма? Разве сегодня, сейчас, не коснулась твоей измученной души Господня благодать? Разве Слово Божие не тронуло твоего охладелого сердца? Разве, до сего дня, ты делал хоть сотую часть того что должен делать христианин для своего спасения и спасения близких, - то о чем ты слышал сегодня? Разве постарался ты приблизиться немного, хоть к одной Заповеди Блаженства? Разве до сегодняшнего дня исполнял ли ты хоть одну из десяти Заповедей Божиих? И, разве, пришел ты к Нему, труждающийся и обремененный, чтобы Он успокоил тебя? И, наконец, разве не справедливы поэтому, те скорби, трудности, печали, болезни, семейные неурядицы, которые Бог тебе посылает, чтобы ты обратился к Нему и встал твердо на спасительный путь православной христианской веры?
Отбрось уныние, ропот и печаль, сойди с дороги широкой мирской, ведущей к погибели, и встань на путь узкий, тернистый, путь спасительной веры православной, и иди вместе с овцами стада христова, за пастырем добрым, в жизнь вечную, не обращая внимания на смех, угрозы и гонения мире сего.
Аминь!
Дорогие, братие и сестры, продолжим пост и молитвы, и будем просить Бога, чтобы дожить нам до Пасхи в добром здравии.

I часть
II часть
Hosted by uCoz