5, СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ.
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братие и сестры!
С Божией помощью мы с вами завершаем первую седмицу Великого Поста. Каждый из нас, по мере своих сил, всю эту неделю старался соблюдать пост, как средство врачевания, исцеления души и тела от греховной скверны, от воюющих на нас страстей. Эти семь дней есть началом святых постов. Св. Церковь в эту седмицу, приглашая нас, своих чад начать «всечестное воздержание», «поработать Господеви со страхом», поститься «постом приятным, благоугодным Господеви», поститься «не телесне только, но и духовне» - раскрывает цель и значение «всечестного поста». «Приидите, - воспевает Св. Церковь в своих песнопениях, - пост мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков».
Первые четыре дня этой седмицы мы с вами читали великий канон Св. Андрея Критского, который называется «покаянным», который научает всякую душу, каким благим путем подражать по силе, каким образом злых избегать и к Богу востекать покаянием, слезами, исповедованием и иным благоугождением». В кондаке этого канона поется: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Господь Бог, везде сый, и вся исполняяй». Этот канон насстраивал души молящихся в храме на покаяние. И горько было видеть, что в этом храме молящихся было так мало. Основная же масса людей живущих в этом селе, как начали праздновать Масленицу, так и не могут остановиться уже две недели. О нашей душе говорит Св.Андрей Критский, к ней обращается и просит: «Душа, что же ты спишь, пробудись, ибо конец твой приближается. Плач, кайся, трепещи, чтобы Господь Иисус Христос пощадил тебя». Но как могут услышать этот призыв не идущие в храм, которые барахтаются в грязи мирской жизни и, самое страшное, что большинству из них эта смердящая грязь приходится по вкусу. Как можно спасать того, кто сам не хочет спасаться, как можно щадить того, кому лень пошевелить языком и сказать: «Пощади!»? как можно нам не плакать о тех, кто проходя мимо храма святого, мимо дома Отца нашего Небесного, Сын которого готовится принять добровольно страшные муки и лютую смерть ради всеобщего спасения, - не только не входят в этот дом, но даже лба не перекрестят. До какой же степени надо быть слепыми, глухими, бесчувственными, окаменелыми сердцем, запутавшимися в сетях мирской жизни, чтобы продолжать есть, пить и веселиться, когда все верующие, вся природа с затаенной болью ждут дня крестной муки Господа нашего Иисуса Христа. Первая седмица – это начало поста. И блаженны те, кто вступил на этот путь Четыредесятницы в самом начале. Ибо, как сказал Иоанн Лествичник: «От твердого начала, без сомнения будет нам польза, если бы мы впоследствии и ослабели: ибо душа, бывшая прежде мужественной и ослабевши, воспоминанием прежней ревности, как острым орудием, бывает возбуждаема, посему многократно некоторые воздвигали себя таким образом».
Сегодня, в субботу первой седмицы, Св. Церковь творит память св. вмч. Феодора Тирона. Он был воином в г. Амасии Римской империи. При императоре Максимиане были воздвигнуты сильные гонения на христиан. Св. вмч. Феодора Тирона, вместе с другими христианами, принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это приказание, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и потом заключен в темницу. Здесь, во время молитвы, он был утешен чудесным явлением ему Господа Иисуса Христа. Через некоторое время мученика опять вывели из темницы и снова разными пытками вынуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Св. Феодор сам безтрепетно вошел на костер, с молитвою и славословием предал душу свою Богу, около 306 года н.э. Он был погребен в г. Евхаитахе (в Малой Азии), потом мощи его были перенесены в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гарте (в Италии). Спустя 50 лет после кончины св. Феодора, император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский пост в первую седмицу четыредесятницы, приказал епарху Константинопольскому тайно каждый день в продолжение первой седмицы кропить кровию идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор явился к Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел объявить ему всем христианам, чтобы не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо, т.е. вареную пшеницу с медом. В память сего события православная Церковь доселе ежегодно совершает празднование св. великомученику в субботу первой недели Великого поста. Этим воспоминанием св. Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz