4. «К НАЧАЛУ ВЕЛИКОГО ПОСТА»


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братие и сестры!
Сегодняшнее воскресение называется Сыропустным и Прощенным. Сыропустным – потому что сегодня Заговение на Великий пост, который продлится 48 дней. Начиная с сегодняшнего дня и до самой Пасхи мы должны приготовить свой разум, душу и тело к этому величайшему празднику во вселенной. Ибо Господь наш Иисус Христос своими добровольными страданиями, мучительной смертью на Кресте и тридневным Воскресением искупил наши грехи, поднял наши болезни и немощи, и открыл для всех православных христиан врата в Царствие Небесное.
Наш общий Господь как человеколюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, даровал нам врачевание в святом посте. Пусть неверующие называют праздником и торжеством пьянство, всякого рода невоздержанное бесстыдство, которыми обычно сопровождаются их праздники. Церковь Божия называет праздником - пост, презрение чрева и всякого рода добрые дела. Истинный праздник там, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана вся житейская пышность, где нет крика, шума, беготни поваров на убийства животных, но вместо всего этого обитает спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. Мы должны воздержанием очистить свой ум, облегчить свою душу, дабы она погрязнув в невоздержании, не сделала для нас пост бесполезным и бесплодным. Великий вред приносит день проведенный в объедении и пьянстве. Святое Писание осуждает неумеренность и невоздержание: « И едят, и пьют, и толстеют и жиреют, и растут вширь, и отвергаются от возлюбленных (Богом)». При наступлении поста надо не печалиться, а радоваться и веселиться, потому что как говорит блаженный Павел: «внешний наш человек тлеет (худеет), но внутренний обновляется».
Удовольствия тела кратковременны и непродолжительны, а скорбь от них постоянна и бесконечна. Таково все человеческое и плотское, не успеет появиться и улетит. Таково веселие, такова слава и власть человеческая, таково богатство, таково благополучие настоящей жизни. Они не имеют в себе ничего прочного, постоянного, ничего твердого, но убегает скорее речных потоков и оставляет с пустыми руками тех, которые прилепляются к этим вещам.
Дорожа своим спасением, презрим бесплодные и гибельные увеселения, возлюбим пост и всякий другой подвиг, покажем великую перемену в жизни и каждый день будем спешить на совершение добрых дел, чтобы в течение всего поста совершить духовное омовение и собрав великое богатство добродетели, нам удостоиться достигнуть и Дня Господня, с дерзновением приступить к духовной трапезе, с чистою совестью быть причастниками неизреченных и бессмертных благ и исполниться духовной благодати, по молитвам и ходатайству благоугодивших Христу (1-я беседа на Книгу Бытия).
Тот же угодник Божий Иоанн Златоуст отвечает на вопрос: в чем состоит истинный пост?
Истинный Пост состоит в том, чтобы обуздав плотские похоти, воздержаться от зла.
Воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти. Постящемуся больше всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые мысли и вожделения, представлением того неугасающего огня и нелицеприятного суда, быть выше любостяжания, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.
Постящемуся надлежит быть сокрушенным сердцем, смиренным, кротким, тихим, презирающим славу настоящей жизни. Надо с великим усердием творить молитвы и исповедования перед Богом и, по возможности, помогать милостынею. Эта, особенно эта добродетель может изгладить наши грехи и вынести нас из геенского огня, только бы мы подавали милостыню щедро и не на показ людям.
Ничего не станем делать из-за людской славы, потому что не будет нам никакой пользы ни от поста, ни от молитвы, ни от милостыни, ни от других дел, если мы станем делать их не ради Того Единого, Который знает и тайное и сокрытое во глубине души нашей.
Добродетель ставит нас выше всех злоумышляющих нам, делает нас сильнее не только людей злокозненных, но и демонов и врага нашего спасения т.е. диавола.
В нас живет Христос и Дух Святой. Когда вспыхнет в нас страсть, или нечистая похоть, или гнев, или ярость, или зависть: тогда подумаем, кто живет в нас, и прогоним далеко всякий такой помысел. Устыдимся преизобильной благодати, данной нам от Бога, и обуздаем все плотские страсти.
(8-я беседа на Книгу Бытия).
Т.е., если мы сами для себя не объявим пост не только для своего чрева, но и для глаз, для ушей, и особенно для нашего языка, то это будет не православный пост, а просто обыкновенная диета, которая принесет пользу только бренному телу, но не вечной душе. Что значит пост для наших глаз, для взора? Нам не следует смотреть телевизор, ходить на всякие зрелища, игрища, спортивные мероприятия, ярмарки, читать мирскую литературу. Но весьма полезно, читать молитвы и псалтирь, и Евангелие, и старцев.
Пост для наших ушей означает то, что мы не должны слушать радио, мирскую музыку, сквернословие, анекдоты, сплетни, ругань. Но слушать молитвы, церковные службы и пение, слово Божие.
Особенно важен пост для нашего языка. В пост мы должны быть, как можно менее разговорчивыми. Самые необходимые слова и молитвы, и наставление ближнего в вере православной – вот чем должен быть занят наш язык в дни поста. И, уж конечно, отказаться раз и навсегда, от сплетен, осуждения ближнего, смеха, празднословия, злословия, лжи, матерщины, скандалов, грубости и криков, насмешек. Иначе, по слову Иоана Златоуста, какой нам будет прок от поста, если мы не едим мяса и рыбы, а ближнего своего угрызаем, как дикие звери?
Живущим в браке, крайне желательно отказаться от плотских утех. Не должно ходить в гости, отмечать дни рождения, ибо там есть соблазн съесть скромную, запрещенную пищу и выпить спиртное, после чего начинаются смех, танцы, веселье, осуждение ближнего. Нам ли, православным христианам, есть, пить и веселиться, когда Господь наш Иисус Христос, готовится к добровольным тяжким страданиям и лютой смерти, для спасения нас недостойных и грешных?
В Великий пост особенно нельзя ослабевать в молитве, ибо от древних пророков мы слышим: «Духом пламенейте, в молитве не ослабевайте, Бога бойтесь, Царя чтите, друг друга любите». Необходимо усугубить свое молитвенное правило: кто вообще не молился – начинай молится. Кто читал только утренние молитвы – начинай читать вечерние. Кто не читал ранее – начинай читать Псалтирь. Кто не ходил в Церковь – теперь ходи без пропусков. Кто не приводил сюда своих деток – теперь приучай к вере и приводи. Кто не готовился раньше к исповеди и причастию – теперь исповедуйся и причащайся. Кто не делал при домашней молитве поклонов – теперь делай, а кто делал – теперь делай больше. Только все это необходимо делать не самовольно, а испросив благословения у священника.
Всем, кто не работает, крайне необходимо быть на службах в храме в первую неделю поста (каждый день с 8 до 11 часов утра, и с 15 до 18 часов вечера; особенно в среду и пятницу, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которых необходимо причаститься всем, кто соблюдает пост) в Великий пост запрещается вкушение животной пищи: мяса, рыбы, птицы, яиц, сала, животных жиров, молока, сметаны, колбас, сыров и всех продуктов содержащих молоко.
Рыба и вино в период поста разрешается два раза: на Благовещение, и на Вербное воскресенье. Православные христиане до 15 часов вообще не принимают никакой пищи. В понедельник, среду и пятницу варенная пища без постного масла. В остальные дни с постным маслом (для мирян).
Но надо помнить, что, по слову апостола Павла, пища не приближает к Богу и не удаляет от Него. Поэтому: «Не ядущий ядущего, да не укоряет, ядущий не ядущего, да не осуждает» (пос. Рим. 19).
Потому что не ядущий Бога хвалит, и ядущий Бога славит. И те и другие – Боговы. Не то оскверняет, что в уста входит, а то что из уст выходит. Т.е. ешь ты, или не ешь скромное, но «удержи язык твой от зла», как учит нас псалмопевец царь Давид, «и сотвори благо». Без благих дел, без милостыни, пост бесполезен.
Иоан Златоуст сказал о милостыне: «Милостыни есть царица добродетелей, очень скоро возводящая людей на самое небо и лучшая защитница… Вера – это огонь, милостыня – это масло. Где можно купить этого масла? У бедных… Дай бедному и пусть сам ты будешь молчать, - тысячи уст заговорят в защиту тебя, … потому что милостыня есть выкуп души». Многие говорят, о том, что им нечего подать, ибо они сами бедны. А, что на это говорит тот же Иоан Златоуст: «Дай, по возможности, хлеба, нет хлеба – дай денег, нет денег – дай чашу холодной воды, нет и этого? Поплачь с несчастным и получишь награду, ибо награда дается не за вынужденное, а за добровольное, чистосердечное дело». Даже нищий сидящий под церковью, обязан подать милостыню такому же нищему, которому сегодня никто не подал.
Будем поститься и молиться, если хотим избавиться от бесовских страстей на нас воюющих, ибо, как сказал ап. Павел: «Род сей (т.е. бесовский) изгоняется постом и молитвою». Надо помнить слова старцев, что пост и молитва – это два крыла для христианской души, на которых она взлетает к Богу. От нас с вами зависит, чтобы, особенно в Великий пост, душа наша не была однокрылой, или того хуже, не валялась на грязной земле, не имея крыльев вообще.
Теперь мы с вами вспомним, что сегодняшнее воскресенье, называется еще и «прощенным». Само название говорит о том, что сегодня мы обязаны примириться со всеми, без исключения, нашими врагами и обидевшими нас, обязаны попросить прощения у всех, кого обидели мы. Иначе, как сможет простить нас и помиловать нас Господь, если мы других не прощаем и не милуем?
Недаром обращается к нам Иоан Златоуст и учит нас, что: «…Если даже враг причинил тебе самое страшное зло, и в таком случае Бог повелел простить все. Громким голосом взываю: никто из имеющих врага да не приступит к священной трапезе (т.е. причастию) и не принимает тела Господняя. Имеешь врага? Не приступай. Хочешь приступить? Примирись… Надо стараться примириться, как можно быстрее… если же ты пришел с чистым сердцем мириться, а враг твой этого не хочет, не огорчайся, ибо добродетель эта, больше всех поможет нам в день Суда. Бог самого тебя сделал судьею в прощении твоих грехов: простишь мало и тебе будет мало прощено, много простишь и тебе проститься много, простишь от чистого сердца и тебе Бог простит. Постарайся врага твоего сделать своим другом. Где злоба и гнев, туда не прилетает Дух Святой. А, человек лишенный Святаго Духа, какую может иметь надежду на спасение?» (Беседа 18-я).
(Посему, прошу у всех вас прощения, и у всех, кто сегодня не пришел, передайте, что отец Александр просит его простить).

(Попросите прощение друг у друга).

Да, укрепит всех нас Господь достойно пройти Великий пост и сподобиться всем нам дожить до Велико дня, чтобы все мы могли с чистой совестью, вместе со всеми силами небесными воскликнуть: «Христос воскресе!» и услышать в ответ: «Воистину воскресе!»
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz