64. ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ
(МФ. 6:19-34)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Сегодня мы с вами чтим память бессребренников Косьмы и Домиана. Бессребренники – это мужи, угодившие Богу своими безвозмездными трудами по излечению больных и уходу за ними. Косьма и Домиан были родом из Асии. Отец их грек, был язычником, а мать Феодотия, исповедовала веру христианскую. В молодости она овдовела и вела жизнь благочестивую, приучая и детей своих к богоугодной жизни и наставляя их в добродетели. Воспитанные в строгом благочестии, свв. Косьма и Домиан с младенчества старались исполнять закон Божий и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы больше приносить пользы ближним они занялись врачебной наукой, изучали целебные свойства трав и растений и сделались искусными врачами. С успехом врачуя больных, они никогда за это совершенно ничего не брали, ибо делали это не обогащения ради, а ради Бога. Они лечили не только людей, но и животных. Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, были погребены в Феремане (в Месопотамии). Они и сейчас подают молящимся к ним исцеление.
С сегодняшней службой бессребренникам Косьме и Домиану, перекликается евангелие от Матфея, выдержку из которого мы с вами сегодня слышали, где сказано, чтобы мы, христиане не стремились к богатству, не думали с утра до ночи, как обогатиться, где схватить , у кого перекупить, как получше одеться, т. е. делать все, чтобы быть не хуже людей. И в этой погоне за мирскими благами, мы забываем о молитве, о милосердии, нам за хозяйством и огородами становится некогда ходить в церковь и в итоге , мы забываем Бога, перестаем заботиться о спасении души, чем весьма радуем правителя мирской суетной жизни – сатану. Его главная задача опутать нас сетями мирских забот и оторвать нас от церкви, забить нашу голову мыслями о богатстве, о сытной жизни, чтобы мы не вспоминали о Боге, привязать нас к скотине, нагнуть нас на огороде, сенокосе так, чтобы мы не смогли поднять головы и посмотреть на небо. Что такое богатство земное или слава земная? Прах, пепел, мираж, осенний лист, гонимый ветром, вода уходящая сквозь пальцы. Для кого ты это собираешь, кому ты это копишь неизвестно. Мы часто видим, как еще при жизни человека, богатство его уходит как вода в землю и в одну минуту остается он нищим. Или отберут за воровство, или ограбят, или всё сгорит при пожаре, или погибнет всё от бури, наводнения, урагана и другого стихийного бедствия. И что в итоге? Жизнь прошла, все силы и здоровье истрачены на богатство, которое погибло, заново начинать уже поздно. Так же мы знаем много случаев, когда передаст человек богатство своим детям, наследникам, а они пропьют, прогуляют его, а человек потратил на него всю свою жизнь, забывая о спасении души, забывая о Боге. Собрал земное богатство, а оно утекло, как вода сквозь пальцы, а сокровища на небе не собрал. А ведь небесные сокровища, которые добываются постом, молитвою, соблюдением заповедей, покаянием, причастием, чистотою христианской жизни, делами милосердия, - эти сокровища не может отнять или уничтожить никто и ничто: ни человек, ни бес, ни стихийное бедствие. И когда душа расставшись с телом встает перед Богом, что она принесет Ему в свое оправдание, чем украсится? Шубами, коврами, машинами, деньгами? Нет, это все тленно и осталось в тленном мире ржаветь и гнить. Здесь, где нет времени, а есть вечность, душа может украситься только нетленными , вечными богатствами Христианской жизни, которые она собирала еще будучи в теле на земле.
Поэтому и увещевает нас Господь Спаситель: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6.19-21).
Истинно: если вы собираете земные богатства, то все чувства ваши, помыслы, желания подчинены только одному: как это богатство приумножить, как сохранить его, чтобы не украли. Нет душе богатого покоя ни днем , ни ночью. Где уж до Бога, где уж тут до милосердия? Сердце богатого здесь – с богатствами тленными земными. А если вы, несмотря на все заботы повседневные, не оставляете молитв утренних и вечерних, благодарите Господа за пищу, весь день, занимаясь своими делами, не забываете о Господе, читая в уме Иисусову молитву, стараетесь не злиться, жить со всеми в мире, творить милостыню, делиться последним, приучаете детей к вере, и, шесть дней делая свои дела, седьмой день посвящаете Богу, - значит вы собираете себе сокровища небесные, которые у вас отнять никто не может. И сердце ваше будет с этими богатствами на небе. Вы вынуждены заниматься повседневными делами, но здесь, на земле, будете ощущать себя гостями, а сердце ваше и душа будут тосковать по далекой и вечной Родине имя которой Царство Небесное.
Не пытайтесь одновременно служить и Богу и богатству. Не даром Господь учит нас: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне(т. е. богатству)».
Нельзя также чрезмерно обременяться заботами житейскими, чтобы не закрыли они путь во царствие небесное. Господь прежде нашего прошения знает, что каждому из нас нужно, в чем мы нуждаемся. Он наш творец и Создатель, знает нас лучше, чем мы знаем сами себя или своих детей. Он знает наперед, что мы еще не сделали, но сотворим в будущем. И, поверьте, Он каждому из нас дает в жизни равно столько, сколько необходимо, чтобы мы не бедствовали, но и не испортились. Мы часто просим лишнего, хотя нам кажется, это необходимым. Как говорил ап. Иаков: « Просите и не получаете, ибо просите не для спасения, а для ваших вожделений». Если, например, наш ребенок просит у нас одно мороженное за другим, ему кажется, что это хорошо, это нужно, но мы, понимая, что это приведет к болезни, ему отказываем, не смотря на то, что он плачет и обижается на нас. Так же и Господь, как любящий Отец знает, что каждому из нас полезно и что вредно. Поэтому надо всегда благодарить Бога и в радости, а тем более в горе. Надо твердо знать и верить, что Господь на Иисус Христос Долготерпеливый и Милосердный, не желает смерти ни единого грешника «но еже обратитися и живу быти ему», и поэтому делает все для нашего спасения. И чтобы с нами в жизни не происходило, даже с точки зрения земной, самое страшное, это делается только для спасения нашей души, чтобы мы одумались, повернулись к Богу. Значит по другому нас уже спасти невозможно. Поэтому необходимо довольствоваться тем, что нам дает Господь. В народе говорят: есть три вещи, которые никогда не говорят «хватит». Это земля, - сколько ни лей воду, будет впитывать, это огонь – сколько ни бросай дров, будет их пожирать, и человеческая жадность, которая никогда не скажет «хватит»!
Для того, чтобы мы чрезмерно не заботились о земных благах Господь Иисус Христос говорит нам: «.... Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело одежды? Взгляните на птиц небесных, они не сеют и не жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде, что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас (то тем более вас маловеры). И так не заботьтесь, и не говорите, что нам есть? Или, что пить? Или во что одеваться? Потому что всего этого ищут язычники, и поэтому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:25-34).
Эти слова Господа отнюдь не означают, что не надо трудиться вовсе, но прежде всего надо быть с Богом, жить духовной жизнью, благочестиво, по – христиански, творить дела милосердия, молиться, ходить в храм, довольствоваться малым, не планировать на годы вперед, а остальное приложится, Господь не оставит. Как говорит царь Давид в своих псалмах: «Был я юный и состарился, и не видал праведника оставленного Богом, или детей его просящих хлеба». Существует народная мудрость, что «богатый, это не тот, кто много имеет, а тот, кто привык обходиться малым.»
Кроме того, кому много дано, с того и больший спрос. Господь одним дает крест бедности, а другим богатства. Быть богатым – это не грех, но надо помнить слова Господа нашего Иисуса Христа, что: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти во Царствие небесное.» Почему так? Потому что Бог дает человеку богатство исключительно с одной целью, чтобы богатый помогал выжить бедным, заботиться о больных, немощных, увечных, помогал храмам. Здесь и благотворительные обеды, здесь и строительство больниц для бедных, и домов престарелых, и помощь детским учреждениям (например, детским домам) и обеспечение рабочих мест населению, и мн. другое. Много ли мы видим примеров таких в наше время, да и во все времена? Нет? Почему? Да потому, что у основной массе людей богатых, это богатство вытеснило из души веру православную и Бога. И поселились там мать всех грехов гордыня и ее главное порождение – среблолюбие т. е. любовь к деньгам, а попросту жадность. И здесь уже нет места ни милости, ни милосердию, ни христианской любви. Ради любви к деньгам, при возможности получить прибыль, богатый человек идет на все: невыдачу зарплаты т. е. мзду наемничу удерживают», как раньше говорили, повышение цен, обман, лицемерие, жестокость и даже убийство человека, а то и целых народов. А все потому, что нет в душе Бога. Богатый, если попросить у него помощи, всегда плачет, что у него нет денег, а бедный всегда найдет, чем поделиться. Мы знаем в истории богатых людей, имевших огромные богатства, имевших несметные стада, но имевших Бога в душе и живших благочестиво, по заповедям, по законам милосердия. Это, например, праотец наш Авраам, это Иов многострадальный, это Иосиф Прекрасный, который в годы засухи кормил хлебными запасами не только египтян, но и израильский народ, это свв. Равноапостольные царь Константин и мать его царица Елена, в Киевской Руси, это князь Владимир, крестивший Русь, которого люди звали «красно солнышко», за то, что во время голода, он открыл все княжеские запасы и кормил население. Но таких примеров, к сожалению, не много. Поэтому и бедные и богатые должны жить с Богом в душе, по заповедям, в свете веры православной, по законам милосердия, христианской любви. И прежде всего искать Царствия Божия и правды его, как это делали бессребренники Косьма и Домиан, а остальное все нам приложится.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz