60. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЦАРЮ И ДОЛЖНИКАМ. О МИЛОСЕРДИИ И ПРОЩЕНИИ, НЕОСУЖДЕНИИ (Мф. 18:23-35)



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь
Дорогие, братие и сестры!
Господь, наш Иисус Христос как вы уже обратили внимание, говорил ученикам своим всегда притчами. Потому что хотел, чтобы ученики Его трудились духовно, дабы, понять вечные истины. И посему недавал им эту пищу духовную в готовом, пережеванном виде, как детям малым. Ведь всякая, любящая Бога душа, сумеет разобраться в словах Божиих, в какой бы форме они не были сказаны. Потому, что эти слова, в большей мере обращены к сердцу и душе, и разуму духовному. И чем чище душа, добрее сердце и глубже разум духовный, тем быстрее и глубже понимает христианин слова Бога, обращенные к нему.
Так вот, в сегодняшнем Евангелии от Матфея, мы слышали следующую притчу, обращенную Господом к своим ученикам. В ней говорится о том, что Царствие Небесное подобно Царю, который захотел получить долги со своих рабов. И был раб, который был должен ему 10 тыс. талантов, но тот не имел чем отдать и царь приказал продать его жену, детей и все что у него было, чтобы вернуть долг. Но раб упал перед ним на колени и слезно просил дать ему время, чтобы вернуть долг. Государь умилосердился над рабом, и не только отпустил раба этого. Но и простил ему весь долг. А раб этот пошел, и встретив одного из своих товарищей, который должен был ему всего лишь 100 динариев, схватил его, душил, и говорил ему: «отдай мне, что должен». Товарищ просил его подождать, но он не захотел и посадил, беднягу, в долговую тюрьму. Это все видели другие товарищи и огорчившись, рассказали обо всем царю. Тогда вызвал его царь и сказал: «злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» И разгневавшись, государь его отдал истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:32-34).
Дорогие, мои прихожане!
Вот уже третий год я, милостию Божиею, являюсь настоятелем Святаго храма сего, и чуть ли не в каждой проповеди говорю вам о милосердии, о тяжком грехе обсуждения ближнего и необходимости прощать всех. Об этом говорит нам и Господь наш Иисус Христос, в сегодняшней притче.
Давайте, возлюбленные во Христе, братие и сестры, задумаемся о том, как милостив ко всем нам Господь Бог: Солнце светит над всеми, и дождь посылает Бог и на плохих и на хороших, и хлеб наш насущный посылает и плохим и хорошим, и Ангелы хранители, данные нам Богом, сохраняют нас, и плохих и хороших; И Пресвятая Владычица наша Богородица продолжает молить Бога и Сына Своего Иисуса Христа помиловать всех нас. И все святые, имена которых мы носим, помогают нам и молят Бога о нас грешных. И об одном кающемся грешнике, все Царство чистое небесное радуется больше, чем о 99 –ти праведниках. Так почему же мы не хотим замечать и благодарить Бога за Его безграничную любовь к нам грешным, за Его человеколюбие и долготерпение крайнее? Ведь если бы Господь не был бы милосердным, если бы взыскивал с нас за каждый наш грех, делом, словом или помышлением нами соделанный, то, поверьте, дорогие братие и сестры, никто бы из нас, встав утром, не дожил бы даже до обеда, - столько мы ежеминутно делаем грехов. А, Господь, любит нас, прощает и ждет терпеливо нашего исправления. Когда книжники иудейские спросили Иисуса Христа: «Сколько раз надо прощать брата своего, т. к. в Законе написано семь раз?» Он ответил, что 777 и еще умноженное на 7 т. е. бесконечно, если брат твой просит у тебя прощение. Здесь нет оговорок типа: «просит ли он искренне или нет, исправляется после этого или нет, продолжает делать вам зло или нет. Если брат наш просит у нас прощения, мы обязаны простить его во Имя Христа милующего, любящего, долготерпеливого и всепрощающего. Вспомни каждый сколько ты тяжко и бесконечно грешишь перед Ним, каждый раз распиная Его грехами своими. Сколько раз ты плакал и давал Господу обещания не делать тех или иных грехов и тут же, как омытая свинья, лез в грязь греховную, совершая грехи еще более тяжкие и омерзительные? Вспомни сколько грехов твоих, от мелких и до смертных, Господь прощал тебе в Таинстве исповеди, через своих священников? Ты всю жизнь свою распинаешь сына Возлюбленного, Чадо Единственное, - Иисуса Христа, - на глазах у страдающей Его матери, Пречистой Богородицы Марии. И, - о сердце материнское, - Она продолжает молить Сына Своего, чтобы Он тебя помиловал, не взирая на твои окровавленные руки! Скажи мне, христианин, чем же ты лучше брата своего, которого ты презираешь, гонишь, унижаешь, обижаешь, над которым смеешься и которого осуждаешь? Или мы забываем слова Господа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь (Мф. 7:1-3).
Или, как говорит нам Иисус Христос, - как ты говоришь, что любишь Бога своего, а брата своего ненавидишь; Лицемер, иди прежде примирись с братом твоим.
Как страшен, дорогие братие и сестры, и как распространен этот тяжкий грех осуждения, злословия, сплетен. Забываем мы о том, что бесы с раннего возраста нашего записывают все наши сплетни, злые слова, насмешки, оскорбления, даже детские типа: «Колька – дурак! Или : летчик по небу летал, нигде Бога не видал?.» И когда душа умершего христианина проходит 20 ступенек воздушных мытарств, то на 3 – й ступеньке клеветы, бесы спросят за каждое неисповеданное злое слово и даже мысль. Ап. Павел пишет в послании «к Римлянам»: «Мы должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, ч).
Если мы такие внимательные и суровые судьи к недостаткам и слабостям наших ближних, то почему же мы не хотим замечать их успехов, маленьких побед над собой, их слез покаянных и в конце концов их, с помощью Божиею, исправления? У нас же, если один раз поставили человеку клеймо «блудник», или «алкаш», или «простак»? – то это уже на всю жизнь, - как бы бедняга не старался. Мы тогда можем говорить, что мы хорошие люди, если плачем о падениях нашего ближнего и радуемся о его исправлении.
Авва Моисей так говорил об этом: « не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо... Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого» .
Тоже говорил прп. Иоанн Лествичник: тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие к ближнему, когда увидит, что « плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях».
А свт. Игнатий Брянчанинов, предупреждает нас о том, что: « увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим... Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоею немощью».
Дорогие, мои прихожане!
Неосуждение и любовь к ближнему- основа православия. Но любить ( а значить прощать) любящих нас, - в чем здесь заслуга, или подвиг и за что награда от Бога? Но мы – православные христиане – и, потому по слову Христову, должны быть совершенны, как совершен Отец наш Небесный: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...»(Мф. 5:44-45). Как, мы, дорогие мои, смеем обращаться к Господу за помощью и просить у Него милости и прощения, если сами никого не милуем и не прощаем ближним грехов их, слабостей и падений? Поэтому и закончил Господь сегодняшнюю притчу о царе и должнике, которого за его немилосердие отдал мучителям, такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Аминь!
Посему, дорогие мои прихожане, прошу простить меня, если в чем виноват перед вами....
Благодатию своею, Бог да помилует и простит всех нас!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz