56. 1. «ВНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ВНЕ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ, - НЕТ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ И ПУТИ СПАСЕНИЯ»
2. СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
(1-я проповедь на Бугаевском приходе. Открытие храма).
Сегодня мы с вами чтим память Марии Магдалины. Она родилась в Сирии, в пределах Магдалы, и уверовавши во Христа, последовала за Ним. До своего обращения ко Христу она была одержима страшным недугом- беснованием. Благодарность к Спасителю, изгнавшему из нее семь бесов и возродившему ее к новой жизни, воспламенила в сердце ее такую веру и любовь к Нему, которой не могло погасить ничто в мире. Ему единому предала она душу и сердце свое; в Нем сосредоточились все мысли, желания и надежды ее; в Нем заключилось все сокровище сердца ее. Следуя за Иисусом Христом, глубоко верующая, пламенно, бескорыстно и самоотверженно любящая Мария, в отношении к Спасителю совмещала в себе достоинства обеих сестер Лазаря - Марфы и Марии, и поучалась от Него тайнам Царствия Небесного и отдавала Ему все от трудов своих. Св. Мария не оставляла Спасителя даже и в то время, когда даже ученики Его, оставив Его, бежали (Мф. 14:50). Полная веры, любви и безграничной преданности к Спасителю, св. Мария, не страшась неистовства Его врагов, сопровождает Господа на Голгофу, сквозь толпы издевавшегося над распятым народа, приближается к самому кресту Его и сострадает Ему, своим участием в жестокой скорби Пречистой Матери Иисусовой, облегчает болезнь души Ее, присутствует при погребении Спасителя, не оставляет своего Господа и после Его погребения, и сидит напротив гроба Его, пока совершенная тьма ночи и покой субботы не заставляют ее удалиться (Мф. 27:55-56;61). Рано утром Мария Магдалина, раньше всех, еще когда было темно, пришла ко гробу Господню и хотела помазать Его тело благовониями, т.к. и во гробе Христос был для нее Господом и Владыкою (Лк.16,1).
Такая пламенная любовь к Господу, такая постоянная преданность Ему в самые тяжкие минуты испытания веры, были достойно вознаграждены Самим Господом. Св. Мария первая увидела в опустевшем гробе «два Ангела в белых ризах сидяща», которые возвестили ей о воскресении Христовом; ей первой благоволил явиться и Сам воскресший Господь и послал ее возвестить ученикам Своим святую радость воскресения (Ин. 20:11-18). Вся последующая жизнь св. Марии была всецельно посвящена смиренному служению проповедникам Евангелия Христова (т.е. ученикам Христа), содействию им в обращении неверующих, в наставлении и утверждении в вере обращающихся, в прославлении имени Господа Иисуса Христа во всем мире.
Предание говорит, что св. Мария проникла в Рим во дворец цезарей и возвестила грозно-мрачному императору Тиверию: «Христос воскресе», при чем поднесла в дар красное яйцо (символ смерти, из которой рождается жизнь) – вот откуда пошел обычай красить яйца на Пасху. При этом она рассказала о беззаконии Пилата и иудейских архиереев, содеянном ими над Иисусом Христом. Путешествуя в Рим и обратно из Италии в Азию, она прошла многие страны, благовествуя Христа, как и святые апостолы. После, прибыв в Эфес к св. Иоанну Богослову, она вместе с ним служила спасению человеческому, пока, наконец, преставилась ко Господу во блаженном успении, заслужив себе имя «мироносицы», и вместе с ним имя «равноапостольной», и вечную славу как у Господа на небесах, так и среди христиан на земле. При императоре Льве Мудром мощи св. Марии были перенесены в Царьград и положены в монастыре св. Лазаря.
Я, дорогие сестры, от всей души поздравляю сегодня всех, кто носит славное имя «Мария».
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Все мы с вами, великой милостью Божией, в том или ином возрасте, крещены в православных храмах. И с этого радостного и величайшего момента в нашей земной жизни, когда в таинстве крещения мы очищаемся от первородного греха и Господь наш Иисус Христос посылает нам Ангела Хранителя,- мы принимаем высочайшее имя во вселенной- православного христианина. И каждый из нас говорит тщеславно: «Я крещенный, я христианин». Но, увы, большинство из нас - христиане лишь по названию. Потому что, христианин это не только название, это, прежде всего, состояние души, образ мыслей, это жизнь насквозь пронизанная любовью к Богу, отдавшего за нас, в тяжких муках, свою жизнь; это любовь к ближнему; это чувство глубокой грусти о нашей вечной Родине- о Царствии Небесном, потому что на земле мы всего лишь кратковременные гости; это готовность все претерпеть за веру православную, за Господа, готовность положить душу свою «за други своя», т.е. отдать за ближнего жизнь, что является проявлением высшей любви.
Создал Бог Отец человека из праха земного, вдохнул в него бессмертную душу, чтобы тот мог сорадоваться этой созданной Богом красоте, купаться в лучах Божией славы и любви, быть участником в творческом процессе присвоения имен всем животным и растениям созданным Богом на новенькой земле, быть венцом, высшим творением Божиим, хозяином всего на планете, чтобы человек на земле, вместе с Ангелами на небе,- мог вечно славить имя Божие во всех поколениях. Человек возделывал райский сад, который без особых трудов давал ему пищу. Не было на земле смерти и болезней, человек мог бы жить вечно, плодясь и размножаясь, если бы в мир не вошел грех, который исказил сущность человека, сделал тело его подверженным болезням и смерти. Кто был виноват в этом? Конечно же – сам человек. Бог Отец Саваоф дал человеку(как и созданным Им Ангелам) свободную волю, любить или не любить Его, т.к. насильственная любовь Богу не нужна. И Он дал человеку всего лишь одну заповедь любви: «Не ешь плодов от древа сего». Т.е. если ты любишь Меня, не делай того, что Я тебе запрещаю». Человек жил в раю, в полной мере пользовался любовью Божиею, каждый день видел Бога Лицом к лицу и получал от того сладость неизреченную. Но проявил своеволие, послушав сатану, который будучи творением Божиим, возгордился и с ангелами пошедшими за ним, восстал против своего Творца, за что и был свержен с небес в преисподнюю. Позавидовал сатана, что человек живет на земле во плоти, как ангел, и ненавидя высшее творение Божие человека – соблазнил его на грех.
Бог Отец Саваоф давал возможность покаяния. Он спросил Адама, когда тот, вместе с Евой, совершил преступление Заповеди и увидел что он и Ева голые, спрятался в кущах: «Адам, где ты?». Адам ответил: «Я спрятался от Тебя потому что я голый». Бог спросил, подвигая Адама к покаянию: «Кто сказал тебе, что ты голый? Не ел ли ты от того древа, что Я тебе запретил?» Тут бы Адаму покаяться, но он, несмотря на то, что является главой семьи, обвиняет самого Бога и жену свою Еву: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне плод и я ел от него». Настала очередь Евы и она не раскаялась, а стала во всем обвинять змея. Они совершили грех и уже не могли находиться в раю, ибо ничто скверное в рай не входит. Это как невозможно, например, смешать масло и воду. Бог выгнал их из рая и поставил у врат Херувима с огненным мечем. Грех закрыл человекам путь в рай, и удалил человека от Бога. Адаму было определено в поте лица своего добывать хлеб свой, а Еве в муках рожать детей. Человек подверженный теперь греху, удаленный от Бога стал развращаться и постепенно отступать от Него. Каин, сын Адама и Евы, из зависти убил брата своего Авеля и, как и его родители, не покаялся. На вопрос Бога Отца Саваофа: «Каин, где брат твой Авель?», он ответил дерзко: «Я не сторож брату моему». Люди постепенно стали забывать Бога, и подчиняясь законам мирской жизни, которой теперь правит сатана, «князь мира сего», стали жить только для своей плоти, пьянствуя, блудя, убивая, обжираясь, воруя, накапливая богатства, ненавидя друг друга, забыв заповеди любви, забыв о своей вечной душе.
Когда нечестие человеков достигло высших пределов - Бог вынужден был, оставив лишь праведного Ноя с его сыновьями, уничтожить человечество, через всемирный потоп.
Но и новое поколение людей постепенно стало забывать Бога, вновь развратилось и вновь стало жить для своей плоти, по звериным, сатанинским законам мирской жизни.
После изгнания человека из рая, врата которого были закрыты, души всех людей умерших, даже таких праведных, как Авраам,- все шли в ад. Все в Иудее ждали Мессию т.е. Спасителя, который смог бы примирить человека с Богом. Это ожидание длилось тысячи лет. Бог Творец, любя свое высшее творение – человека, хотел его спасения. Но поскольку ни один, даже самый святой человек, не в силах послужить делу искупления грехов человечества, Бог Отец так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа, на муки и смерть. Только Бог Сын безгрешный мог страданиями своими взять на Себя грехи мира «за мирский живот и спасение».
И вот Он пришел на землю, но не в сиянии, величии и славе, как того ожидали тщеславные иудеи, а родился в яслях для скота. Какую главнейшую, новую заповедь дал Он всему человечеству? «Заповедь даю вам новую, да любите друг друга, как самого себя». Он первый стал проповедовать Царство Небесное. Всю свою краткую земную жизнь, Господь наш Иисус Христос показывал нам примеры высочайшей и бескорыстной любви: бесов изгонял, больных исцелял, калекам возвращал здравие, слепым зрение, мертвых оживлял. Смиренный и кроткий, Он не имел в земной жизни ничего. Христос говорил юноше, который хотел следовать за Ним: «Птицы имеют гнезда, лисы имеют норы, только Сын Человеческий не имеет, где главу преклонить». Он учил людей не окунаться с головой в омут мирской жизни, которой правит сатана. Предупреждал, что в жизни человека есть лишь два пути: узкий и тернистый, ведущий к спасению в Царство Небесное; и второй путь широкий «ешь, пей, веселись» - ведущий к погибели и вечной муке». Третьего пути не дано. Ученикам своим Он не обещал ничего в этой земной жизни, кроме гонений и мучений: «Если бы вы были от мира сего, мир бы любил вас, а поскольку вы не от мира сего, мир будет гнать вас и злословить за Имя Мое, и убивать вас. Но не бойтесь: так гнали пророков и прежде вас». В высокомерном, лживом, лицемерном иудейском обществе, руководимого книжниками и фарисеями, в этом развращенном мире, где все подчинено угождению своей плоти (которую рано или поздно съедят черви), прозвучал призыв Господа нашего Иисуса Христа, к чистой, бескорыстной, самоотверженной любви, к искреннему покаянию, к исправлению жизни, к спасению души. Зная, что Его ждет мучительная смерть от учителей израильских, которых Он обличал, Господь продолжал проповедовать и являть примеры любви. Всем уверовавшим Он говорил: «А кто хочет следовать за Мной, возьми крест свой, отвергнись себя и следуй за Мной», «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает, тот расточает». И чем же ответил Израильский народ на все дела любви и милосердия Господа Нашего Иисуса Христа? Они, подговоренные своими учителями, ведомые самим сатаной, предали Его самой позорной и мучительной казни – распятию. И что Господь Наш Иисус Христос, разве проклинал их и молил об их уничтожении? Нет, напротив, Он, глядя на безумную ревущую толпу, любил их и молил о них Бога Отца: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят».
Эту заповедь любви Он передал своим ученикам, апостолам, которые проповедовали Христа распятого, слово Господне, всему миру, обращая в веру православную целые народы, проповедуя Евангелие и крестя всех во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кстати, все Его ученики, апостолы, кроме Иоанна Богослова, за проповедь христианской православной веры, были казнены в разных странах лютыми казнями.
Слово Божие, посеянное в мире, быстро дало свои всходы. Первые христиане жили в радостном, едином порыве. Все они приносили к ногам апостолов и никто и ничего не называл своим, жили единой общиной, церковь этого периода называлась Церковью огненной.
Но разве сатана мог примириться с тем, что Иисус Христос примирил человека с Богом, открыл для него врата рая, вывел души праведных из ада, и своим распятием на Кресте сделал этот крест страшным оружием против нечистой силы? Сатана стал поднимать израильских учителей, нечестивых идолопоклонников римских императоров на гонение христиан. С казни первого мученика архидиакона Стефана, в жизни Церкви начался новый период- период мученический. Начиная со времени первых христиан и буквально до недавнего времени, гонения против православной христианской веры не прекращались. Сколько мучеников отдали свои жизни в страшных муках за веру православную? Тысячи, десятки тысяч, миллионы? Сколько крови пролито за Имя Господне? Это знает один Бог.
И вот посмотрим на себя, называющих себя христианами. Крест святый на груди не носим, дома не молимся, икон в домах не имеем, детей своих к вере не приучаем, в храм Божий не ходим, живем в домах неосвященных, в невенчанных браках (что равносильно в блуде), душу свою покаянием и исповедью от грехов не омываем, не причащаемся Тела и Крови Христовой (а без исповеди и причастия не может быть спасения душе), постов и постных дней, праздников церковных не соблюдаем, Евангелия и святоотеческих книг не изучаем, не знаем даже 10-ти заповедей ( а не зная, как можно исполнить?), за живых и усопших сродников не молимся, воздаем злом за зло, и всего перечислить невозможно, чего мы, как христиане должны делать и не делаем. Так чем мы лучше язычников и сектантов? Наоборот, глядя на нашу нечестивую жизнь, полную злобы, жадности, чревоугодия, разврата и прочих пороков,- они говорят: «Что это за нечестивое христианство, и что это за Бог?» Как говорил ап.Павел: «Из-за вас хулится Имя Божие у язычников». Всей своей нечестивой жизнью мы предаем Христа, отступаемся от Христа, а ведь Господь говорил: «Горе тому человеку, которым Бог предается! Лучше бы было такому человеку и не родиться!» А как только мы отступаем от Бога, к нам приступает сатана и его бесы. А потом мы удивляемся: жизнь в семье не ладится, дети не слушаются, хозяйство валится, злые люди нападают, здоровье слабое. А чего хорошего ждать от сатаны и его бесов, которые ненавидят род человеческий, и делают все для того, чтобы оторвать человека от Бога и погубить его душу.
Если бы мы все жили по заповедям любви, данных нам Богом, то не было бы на земле ни насилия, ни убийства, ни вражды, ни прочих тяжких пороков. Любовь учит тебя радоваться благополучию ближнего, как своему и чувствовать его несчастья, как свои собственные. Не нужно нам особых трудов, если мы любим друг друга. Никто не желает себе зла, не завидует себе лично, желает себе всех благ, предпочитает себя всему, старается сделать все в свою пользу. Если бы мы образом относились к другим, то не было бы бедствий. Почему мы не любим друг друга и даже свою единородную душу? Потому что живем исключительно мирской жизнью, по мирским законам.
Мы часто горько вздыхаем и говорим себе: «Как я устал, когда же все это кончится?» Ответ прост: «Не закончится никогда, пока ты будешь служить миру». Любовь вещей плотских, препятсвует получению благ духовных. Если ты только открыв утром глаза, не помолившись, не поблагодарив Бога за то, что ты жив, не калека, не бездомный, - кидаешся с головой в жизненный омут, - то о каком спокойствии можно говорить? Истинного мира нет нигде, кроме, как в Боге. Полностью отдавшись мирским заботам мы начинаем жить по мирским правилам, т.е. любой ценой: сытость, достаток, богатство, слава. Кто диктует эти правила? Миродержец мирской жизни – сатана. Он и его бесы знают, что тому, кто усердно роется в этой смердящей жизненной помойке, - просто нет времени поднять голову к свету православной веры. Жизненный успех любой ценой – толкает на обман, воровство, немилосердие, лицемерие, пресмыкание перед сильными, власть имущими, наглость, жестокость и даже на убийство. Что значат людские слезы, страдания, кровь и смерть, - если мне удобно, если мне выгодно? Живя по таким законам, играя по таким бессердечным правилам, какого мы ждем покоя, какой мы ждем любви, искренности, помощи от окружающих. Поэтому бытует в мире поговорка: «С волками жить, по волчьи выть». Да, ты пришел в мирское стадо, где нет истинного пастыря духовной жизни. Одумайся человек! Разве ты забыл, что ты венец, что ты высшее творение Божие? Ты создан по образу и подобию Божию, в тебя вдохнул Бог бессмертную душу, мало чем отличил тебя от ангелов, тебе покорил зверей, птиц, растения, всю землю. Так неужели тебя устраивает жизнь на уровне бессловесного животного, которое с утра до ночи только и делает, что ищет пищу повкусней и берлогу потеплей. Но и животное, насытившись, не берет лишнего, и имея одну нору, не ищет вторую или третию. А человек, живущий по мирским законам, в этом меры не знает.
Я обращаюсь, прежде всего к тебе: измученному бедностью, недостатками, тяжким трудом, бесправному, униженному, оскорбляемому, страдающему от своих же домашних. Зачем ты держишся за этот мир, у кого, в этой мирской суете, ты хочешь получить добрый совет, поддержку, утешение? Весь мир построен по принципу сатанинскому: «Или сам грызи, иль лежи в грязи». Ведь говорил Господь: «Предаст брат брата на смерть; и отец – сына;и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете вы ненавидимы за имя Мое, претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:21-22). К тебе, именно к тебе стоящему на грани отчаяния, обращены слова Спасителя: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-29).
Т.е. приди к Господу, призови Его, открой свое сердце измученное, и станет тебе легко, и, как любящий Отец, утешит тебя, подкрепит, протянет руку помощи, покажет путь спасения и выход из твоей ситуации, защитит от обидчиков.
Не сразу, не вдруг все это произойдет. Не надо ждать мгновенного чуда и избавления от бед, и твоего исправления. Дело спасения себя и других, это труд тяжкий, но награда за него – Царствие Небесное. Путь в рай состоит из скорбей. Сказал Господь наш Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).
Так что вне православной Церкви, вне жизни во Христе, вне церковной ограды, нет истинного пути, нет истинной жизни.
Уверуй в Господа, возлюби его всем сердцем, всем разумом твоим, всею душею твоею, всей крепостию твоею. Проси Господа, чтобы укрепил тебя в вере, потому что учил Иисус Христос своих учеников: «… истинного говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:21-22).
А для того, чтобы молитва была скорее услышана Богом, то иди и молись в храме православославном, ибо, как писано: «… дом Мой, домом молитвы наречется», (Мф. 21:13). И общая церковная молитва, принесенная через священника к Богу, будет им непременно принята: «… Истинно так же говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18:19-20).
То, что ты сегодня стоишь в храме и слушаешь Слово Божие из моих недостойных уст, - это не случайность, ибо в жизни нет ничего случайного, но все по воле Божией. Это свидетельство необъятной любви Господней именно к тебе. Именно тебя призывает Господь, наш пастырь добрый, в стадо своих овец, которых на страшном суде поставит справа от Себя и дарует им Царствие Небесное. Поспеши же к Нему, ибо не знаешь часа, когда Господь наш придет судить живых и мертвых. Начни сегодня с поста, молитвы и покаяния, приведи в храм своих детей. Тебя меньше станут искушать нечистые духи различные страстями, т.к., по Слову Господа нашего Иисуса Христа: «… род сей (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).
В заключении хочеться сказать, давайте мы, сегодняшние, называющие себя христианами, посмотрим в глаза, если хватит совести, наших бабушек, дедушек, праотцов всех православных предков, сохранивших для нас в муках православную веру, и попытаемся им объяснить, что мы живем тяжелее, беднее, чем жили они и потому у нас – за огородами, хозяйством, сенокосами и прочими заботами, - нет два часа свободных в неделю, чтобы придти на службу в храмм Божий. Что поэтому нам нечем поделиться с ближним, помочь нуждающемуся, что поэтому мы злые, и для нас нет ничего слаще, чем обсудить человека, унизить, оскорбить его, посмеятся над его горем. Поймут ли они нас? Нет и еще раз нет! Они горько заплачут, видя, в какое ничтожество выродилась большая часть их потомков.
Мы с вами, возлюбленные во Христе, братие и сестры, должны быть счастливы, что родились не где-то на Западе, должны безмерно благодарить Бога, что родились на Святой Киевской Руси, которая является оплотом православия. Давайте посмотрим на плоды народного сердца, принесшие покаянные труды. Взять нашу Отчизну Святой Киевской Руси. Была она сотни раз разрушаема и гонима, попираема врагами, орошена пролитой кровью, омыта слезами. Но молитва и любовь к Богу народа нашего, и Бога к народу, - дает и возвращает все сторицей. Посмотрите, что делала благодать Св. Духа для нашей святой земли. Сколько у нас праотцов, отцов, пророков, апостолов, святителей, св. равноапостольных, священно-мученников, велико-мученников, преподобно-мученников, исповедников, праведников, безмездников, блаженных. И сегодня, по всем меркам политических понятий, мы в своей бедности, уже не должны существовать, нас уже не должно и быть. Но, посмотрите, мы живы. Это не наша заслуга, это заслуга тех людей, тех христиан (по духу, а не по названию), которые коленопреклоненно стоят в молитве. Которые благоугодной жизнью своей объединяют людей около Церкви, собирают их во Христе, призывают терпеть друг друга, сносить тяготы друг друга, чтобы достичь Царствия Небесного.
Дорогие, братие и сестры, Господь иисус Христос учит нас, что «не хлебом единым жив человек, но всяким Словом изходящим от Отца Небесного». Поэтому давайте стряхнем с себя это сонное оцепенение мирской жизни, омоем покаянными слезами наши окаменелые сердца, придем в храм Божий, где напитаемся Святым Духом, согреемся Божиим Евангельским словом, освятимся причастием честнаго и пресвятаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, проникнемся, наполнимся его любовью к нам и понесем эту любовь в мир. Взглянем на ближнего своего не с подозрением и опаскою, как на врага, а с улыбкою и любовью, видя в нем сестру или брата во Христе. Мы же люди, а не звери, мы же творения Божие, мы же православные христиане и Господь наш Иисус Христос – есть любовь. Как говорил апостол Павел: «бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1Кор. 16:13-14)
Еще раз поздравляю вас с празником св. мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. С возобновлением службы в храме сем Свято-Ахтырской Божией Матери. Идите и благовестите всем, как жены-мироносицы, что святый храм ожил, и что Господь призывает всех к Себе и стучится в сердце каждого из нас, и просит: «Сыне, даждь Мне сердце!»
Дай вам Бог здравия душевного и телесного, крепкой веры и христианской любви!
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz