55. ПРИТЧА «О СЕЯТЕЛЕ» (Мф. 13:4-9; ЛК. 8:5-15)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братие и сестры!
Мы видим, как дивен мир, как прекрасна природа, как велик Бог, все это сотворивший, смотришь на всю эту красоту и удивляешься той безмерной любви, которую Господь предопределил нам, грешным и недостойным.
Человечество стремится к все большему познанию мира. Мы часто углубляемся в изучение истории, пытаемся постичь, исследовать тайны природы – ищем ответы на мучающие нас вопросы в книгах, в словарях, в энциклопедиях, в больших сборниках. Но почти никто не заглядывает в свое сердце. А именно в нем – в своем сердце – ты найдешь ответ на каждый волнующий тебя вопрос; ты найдешь и услышишь в своем сердце, целые страницы Евангелия, которые, как путеводная звезда, откроют тебе все тайны жизни, укажут путь спасения. Если ты хочешь быть с Богом, если ты живешь по Евангелию, - не обязательно твердить их наизусть. Они сами будут открываться тебе, как открылись они Марии Египетской. Вспомните, когда причастилась она у Зосимы преподобного и прочитала молитву: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром» - Зосима спросил ее: «Кто научил тебя?» Святая ответила: «Если хочешь жить с Богом – Господь откроет все, что тебе нужно».
И вот сегодня, дорогие, братие и сестры, Евангельское чтение, предложило нам притчу о добром сеятеле, которую вы слышали. В этой притче столько мудрости и в то же время простоты, что мне кажеться необходимым преподнести всем вам – кому впервые, а кому напомнить давно известное – это слово Господне.
… Вышел сеятель сеять семя свое: и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его.
А иное упало на камень, и взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием (бурьяном), и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю, взошед, принесло плод сторичный.
Сказав сие, Господь возгласил, кто имеет уши, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: Чтобы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а другим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть Слово Божие;
- упадшее при пути – это суть слушающие Слово Божие, к которым потом приходит диавол, и уносит Слово из сердца их;
- а упадшее на камень – это те, которые, когда услышат Слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и пока все у них хорошо веруют, а во время искушения отпадают;
- а упадшее в терние – это те, кто слушают Слово, но отходя, забывают, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
- а упадшее на добрую землю – это те, которые, услышавши Слово, хранят его в добром и чистом сердцем и приносят плод в терпении.
Эта Евангельская притча имеет глубокий смысл. Что такое поле? Это наше сердце. Сеятелем же является Христос, Который трудился, ходил по миру, сеял в каждом сердце. Он сеял добрые семена. Вступление Христа в мир было исхождением на сеяние: Слово о Царствии Небесном, которое впервые провозгласил Он, было Его семя; сердца людей – Его почва. Он первый сеял, как бы говоря: как семя бросается в землю, для того, чтобы оно возросло и принесло плод, так и Слово Божие преподается слушателям для того, чтобы принято было ими и принесло плод во спасение.
Как же мы, несущиеся по бурному житейскому морю, подобно утлым лодчёнкам, воспринимаем Слово Божие, как оно проростает в нас?
Приходилось и вам, я думаю, возлюбленные во Христе, братие и сестры, наблюдать, как по разному исповедуется Слово Божие. К сожалению, в наше время чаще всего случается по первому образу притчи: посеянное при дороге семя пропало и не дало всходов. Здесь подразумеваются легкомысленные и беспечные слушатели Слова Господнего – люди, которых обычно называют рассеянными, у которых душа и сердце, как большая дорога – открыта для всех мимоходящих помыслов и впечатлений и которые сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых впечатлений, непрестанно ищут новых и разнообразных ощущений и развлечений. Естественно, что сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, извне становится таким безразличным ко всему, что всякое доброе впечатление только скользит по его поверхности не проникая внутрь; что в душу их, не огражденную страхом Божиим, вниманием к себе и молитвою, свободно входит диавол и вносит с собой всякую нечистоту и скверну. Именно эти люди, не утруждая себя проникновенным постижением нашей отеческой, православной веры, бегут на привлекающие их, как на ярмарке, зазывания новомодных вещателей всяческих евангелий, но только не Апостольских, именно они становятся легкой добычей и жертвой всяких сектанских «сеятелей», которые сеят бесовское, гибельное.
К нашему времени относится и другой образ притчи: посеянное на камне. Это касается людей, у которых сердце не согрето истинною любовью к Богу, оковано самолюбием, корыстолюбием, как вечной мерзлотой, хотя внешне и кажется иногда мягким и чувствительным. Они любят говорить о добродетели, даже чувствительны ко всему доброму, - когда это льстит их самолюбию и приносит выгоду; с радостью приемлют и Слово Божие, пока оно не требует от них жертвы.
Но у них нет корня всего доброго – т.е. полного самоотвержения, истинной любви к Богу и людям, и искреннего желания своего спасения. Оттого и сердце их чувствительно только внешне, но хладно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли, почему и Слово Божие не может углубиться в их сердце, возрасти и принести плод спасения; оттого всякое доброе чувство, возбужденное Словом Божиим, увядает сразу, как только потребуется принести в жертву самолюбие, ради истины и правды, добродетели, милосердия. Нет напастей и преследований – они веруют, пришли напасти – вера их исчезает.
Но с особой любовью мне хочется сказать о тех, кто является доброй почвой и приносит плод сторицей.
Их мало, но они – соль земли. Этими людьми, их молитвами, спасаемся все мы. Не думайте, что у них диавол не старается похитить посеянное в сердцах их Слово Божие. Но они, как благодатная почва, брошенное в нее семя – держат в себе Слово Господнее, хранят в душе своей Евангельские Заповеди, стараются жить по Заветам Господним. Такие люди и приносят плоды добрых дел – по мере благодати Божией, переходя от силы в силу и постепенно восходя в сердце своем к Небу. Их молитвы держат над нами небо.
И сегодня, воздюбленные братие и сестры, давайте посмотрим в сердце каждого из нас. Что там творится? Вспомним глупую молодость, вспомним зрелый возраст, и вспомним дряхлую старость, если она у нас будет – есди Господь даст дожить до нее. Взойдут ли семена Слова Божия в нас, созреет ли плод покаяния?
Мы с вами должны быть счастливы безмерно и благодарить Бога за то, что родились не где-то на Западе, а на земле Святой Киевской Руси. Да, в западных странах все есть: достаток денег, изобилие земных плодов, увеселений. Но там гибнут души. И именно этот достаток и изобилие свидетельствует о том, что семя духовности, семя спасительной веры, упало в пустыню. Потому что св. апостол Павел просвещал и эти земли. И вначале посеянное им Слово Господне возросло, а после раскола (в 1054 г. Отделение запада от Православия), эти возникшие из тщеславного стремления человека властвовать, принесли гибель человечеству. Сектанские толкования Слова Божия, облегченные, упрощенные, не могут спасти человека от духовной гибели.
Давайте посмотрим, дорогие братие и сестры, на плоды сердца, принесшего покаянные труды. Взять нашу Отчизну – Святую Киевскую Русь. Была она сотни раз разрушаема, и гонима, пожираема врагами, орошаема кровью пролитой, омыта слезами. Но молитва и любовь к Богу народа нашего и Бога к нам всё восстанавливает. Посмотрите на Собор Парижской Богоматери, где нет сегодня духа, где нет молитвы, где нет святости. Это стоит пустой дом, открытый всем ветрам, всякому, кто в него заходит - они смотрят зрелище. И посмотрите любой храм на Святой Киевской Руси – это сердце нашего народа, это душа нашего человека, это душа христианина, твоя, моя, и тех, кто верует, вкладывает в них свою жизнь.
Сегодняшнее Евангельское чтение «Притча о сеятеле» - расскрывает нам смысл духовной жизни. Если ты хочешь, чтобы твое сердце приносило достойные плоды, если ты хочешь, чтобы благодатная земля твоей жизни – твое сердце было украшено всходами спасения, - поливай ее чаще слезами покаяния, засей плоды добра, милосердия, терпения, любви, украси их красотами милосердия и снисхождения к человеку. Сотвори сердце свое для Бога, и Господь будет обитать в нем не только до скончания твоей земной жизни, но в вечности – Царствия Небесного.
Аминь!

I часть
II часть
Hosted by uCoz