6) Проповедь на Евангелие от Матфея (19:16-26) «Вопрос богатого юноши о путях наследования жизни вечной».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе, братие и сестры.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим, духовными очами Господа нашего Иисуса Христа и его учеников, когда Он пришел из Галилеи в пределы Иудейские Заиорданскою стороной. Многих больных Он исцелил там. И приходили к Нему фарисеи и искушали Его, чтобы выставит перед людьми нарушителем Закона Моисеева, но все их лукавство разбивалось, как волны, о скалу Его божественной мудрости.
И вот некоторый юноша, подошел к Господу и спрашивал Его о том, что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. Господь же Иисус Христос отвечал ему, что для этого необходимо соблюдать заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Но юноша отвечал на это, что с раннего детства все это исполняет, но что ему еще не достает? Т. е. юноша этот стремился к высшему совершенству. И тогда Иисус сказал ему: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19: 21 – 22)
Вот и подошли мы с вами, дорогие братие и сестры, к одному из самых больных вопросов жизни земной, который, как во времена того юноши (две тысячи лет назад), так и в наши дни является для большинства людей камнем преткновения на пути спасения души. Господь серцевед, видел стремление того юноши быть исполнителем закона предков, быть чистым перед Богом, войти в жизнь вечную. И для того достаточно было бы нелицемерного выполнения заповедей. Но юноша хотел духовного совершенства, а оно почти невозможно для человека имеющего богатство. Поэтому, видя добрую, еще не испорченную богатством, душу этого юноши, Он сказал ему о продаже имения и предложил взамен богатства следовать за Собой. Ах, как многие исцеленные Господом, хотели бы бросить все и идти вслед за Иисусом Христом. Взять, например, бесноватого в стране Гадаринской, из которого Господь наш изгнал бесов множество, имя которым было легион. Когда Христос вошел в лодку и собрался отплывать из этой страны, то как просил Его этот бесноватый, чтобы быть с Ним. «Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя» (Мф,5:19)
А, здесь, - Господь Сам предложил юноше бросить богатство и следовать за Ним, став Его учеником, но, как мы уже слышали от Господа, невозможно служить Богу и мамонне, или двум Господам одновременно. Но юноша, который хотел быть богатым и праведным одновременно, заплакал перед выбором и ради богатства своего, отказался от величайшего счастья, быть учеником Христовым и идти рядом с Ним в жизнь вечную.
А, разве большинство из нас окружающих, не уподобляются тому евангельскому юноше? Разница существенная лишь в том, что в то время Иисус Христос лишь избранным говорил: «Иди за мной». Но после Своей крестной смерти, Своей искупительной жертвой, Он всех нас сделал избранными и теперь слова Его: «Следуй за мной», - обращены ко всем нам. И что же, все бросились на этот Господний призыв? Увы – нет! Только вы, дорогие мои, прихожане, вы малое стадо, да и то, мелкими перебежками, с оглядкой на свое хозяйство.
Почему же богатство, и исходящие из него материальные блага, так сильно затрудняют вход душе человеческой во Царствие Небесное? Ибо, по слову Господа: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21) Бесспорно, что человек должен, пока он жив и во плоти, заботиться о своей плоти, ведь тело нуждается в пище, питии, одежде, обуви, в обогреве в холод и в прохладе в зной, в крыше над головой, в гигиене, в удовлетворении естественных физических потребностей и пр. И не заботиться о плоти нельзя, ведь тело – это храм души, и горе человеку, разрушающему этот храм или содержащему его в запущении. Но, князь мира сего,- сатана, с присущей ему лживостью, хитростью и ненавистью к Богу и роду человеческому, все представляет в таком виде, чтобы люди забыли о вечной душе, данной вечным Богом, для вечной жизни; чтобы люди не задумывались о том, что душа живая и тоже имеет свои потребности, но не сиюминутные, как тело, а вечные, - это поиск Бога, стремление идти за Ним и к Нему, быть с Богом в постоянном молитвенном общении, регулярно омываться от грехов в Таинстве Исповеди и соединяться с Иисусом Христом, в Таинстве Причастия Св. Тайн. В отличие от потребностей телесных, - за которыми в итоге стоит смерть, потребности духовные, приводят душу в жизнь вечную.
Но дух гордый и нечистый, делает все, чтобы смертное тело превратилось для нас в кумира, в идола, которому мы должны поклоняться и верно служить. И к великому сожалению, почти все в этом мире, усердно ему поклоняются и служат, чем и губят свои бессмертные души. Сатанинской изощренной хитростью, все в мире, подчинено похотям плоти, и простые потребности плоти, превратились в гибельные извращения. Взять необходимую потребность в простой и здоровой пище и питии. Во что она извратилась человеком? Посытнее, повкуснее, пожирнее, утонченнее: бары, рестораны, пицерии, бистро, макдональдсы, хотдоги и пр. Яркие упаковки, химические вкусы, цвета, и запахи. Есть дома, в такси, в автобусе, в парке, на бегу, на ходу. Есть, есть, есть и пить, дороже, утонченнее. Пища стала кумиром дорогостоящим. Вот он грех чревоугодия и пьянства.
Элементарную потребность прикрыть тело одеждой и дать ему обувь, тоже превратили в культ. Магазины, ателье буквально завалены различной одеждой. Известные кутюрье стали для огромного числа людей кумирами. Юдашкина, торговые дома Версаче, Нино Ричи, Армани и пр,- знают все, а спроси кто такой Серафим Саровский, -не ответят.
А, взять уход за телом. Мази, шампуни, гели, дезодоранты, различные мыла, маски для лица, массажи, солярии, грязевые ванны, воздушные ванны и т. д. А, ведь тело просто должно быть чистым.
Тоже и с жилищами. Вместо простого теплого, уютного дома, строят дворцы с бассейнами, зимним садом, джакузи. А у кого дома попроще, все равно, как Плюшкины, захламляют свои дома коврами, сервизами, хрусталем, стенками, спальнями, и машину стремятся иметь все, - да попрестижнее.
А сколько времени и средств уходит у женщин на прически, хотя в христианском мире, лучшее украшение замужней женщины – это головной платок. Сколько времени и денег уходит на губные помады, тени для век, туши для ресниц, румяна для лица и др.
Вот, далеко не полный перечень того, что мы делаем для своего тела, которое рано или поздно станет пищей червей могильных. Ах, как же мы его любим, как жалеем, как лелеем. И все это требует денег немалых и захватывает всю нашу земную жизнь изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Где уж тут думать о спасении души, где найти время на молитву, на посещение храма, на подготовку к исповеди и Причастию, на посещение больных, в тюрмах сущих и пр. дела милосердия. Верно служа своей смертной плоти, люди живут с головой опущенной к земле и взглядом упертым в землю. И нет у них ни времени, ни сил, ни желания поднять глаза свои к небу, а души свои к Богу и вздохнуть из глубины сердечной: «Слава Господу за все!» и вот такая жизнь, на уровне бессмысленного животного, для своей плоти, - практически всех поголовно, приводит к тяжкому, смертельному недугу душевному, - страсти среблолюбия, стяжания, накопительства, а попросту – к жадности.
Бедный человек всегда найдет, чем поделиться с бедным, а попроси у богатого и тот всегда заплачет, что у него ничего нет. Пусть лучше пропадет, но не отдаст, а если, что и даст, то потом три дня спать не будет. Страсть к деньгам и наживе, заслоняет собой все: Бога, честь, совесть, любовь к ближнему, заповеди Божии, страх Божий. Как гласит народная мудрость, есть на свете три вещи, которые никогда не скажут: «Хватит». Это земля – сколько не лей воды, будет впитывать; это огонь – сколько не бросай дров – будет гореть, и это человеческая жадность – сколько не давай – никогда не скажет: «Довольно». Богатый человек не видит в людях людей, а лишь выгоден ему человек или не выгоден. И на чтобы его глаз не смотрел, он все делит на две категории: полезное, - это то, что можно прибрать к рукам или получить прибыль, и бесполезное, как, например, солнце, луна, звезды, красота восхода или заката, окружающей природы, пение птиц и др. Страсть среблолюбия настолько исказила его сознание, что вместо того, чтобы и в малом цветке и в большой звезде, и в окружающем мире видеть Бога, такой человек во всем видит деньги. Наверное и само солнце представляется ему металлическим долларом. Нет такого преступления, на которое бы не решился среблолюбец ради денег, и здесь ничто не имеет цены, даже родственные связи. Подозрительность, раздражительность, хамство, высокомерие, презрение к бедным и немощным, хитрость, лживость, завистливость, жестокость, - вот неотъемлемые черты среблолюбца, который, по слову народному, желает содрать даже «с поганой овцы, хоть шерсти клок». Они привыкли потакать своим самым низменным страстям, делают все, что им захочется, ибо знают, что за все откупятся. Что им люди, вера, Родина? Их вера – это деньги, их Родина, - там, где больше платят. И не надо слушать их сказки о том, что они честно заработали свои богатства. Большое богатство замешано на обмане, сломанных людских судьбах и на крови. Почти невозможно находиться рядом жадности и желанию жить православной жизнью, - где богатство наше, там и сердце наше. Разве после всего, о чем мы говорили, можно богатому надеяться на спасение? Оказывается можно. Бог испытывает человека не только бедностью, но и богатством. Испытание бедностью – выдерживают многие, а вот испытание богатством почти никто. Для чего Бог дает человеку богатство? Только с одной целью, чтобы человек питал от «своего» т.е. Богом данного богатства, сирых и немощных, одевал бы их и давал приют. Быть богатым не грех: имей хороший дом, машину, одежду, но всю остальную часть доходов, расточай на нищих и убогих; отдающий в руки нищему, дает Самому Господу Иисусу Христу. Мы должны понимать, что кому много дано, с того и больший спрос. Спросит Господь с богатого, почему тот, имея возможность напитать много людей, этого не делал тогда, как бедный находил возможность поделиться куском хлеба с нищим. Богатый человек должен поступать, как говорится в проповеди святителя Григория Двоеслова: «Один богатый человек каждый день имел обыкновение приглашать к себе странников, кормил их и со всем семейством служил им. Однажды среди обычных посетителей явился незнакомый странник. Хозяин пригласил его к трапезе, а сам между тем пошел за водой, чтобы по обычаю умыть ему руки, с водой он возвратился тотчас же, но, к своему удивлению, нового Посетителя на его месте уже не увидел. Страннолюбец недоумевал, чтобы это значило? Но недоумение его скоро разрешилось. В ту же ночь явился ему Господь и сказал: «В прежние дни ты принимал братьев Моих меньших, а вчера принял Меня Самого. И вот Имеющий прийти на Суд в месте с другими скажет и тебе: «Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). И знай, что тех, которые прежде Суда принимают Его в лице странников, Он на Суде взыщет Своими милостями. Вот так, дорогие, братие и сестры, прежде чем отказать просящему в куске хлеба, подумай, а не Христос ли это?
Часто, люди, которым Господь дает богатство, начинают хорошо: устраивают благотворительные обеды, одевают бедных. Но рано или поздно, в сердцах большинства из них, поселяются бесы среблолюбия и заставляют их жить по звериным законам. Вот и получается у них начало хорошее, середина бурная, а конец страшный. Почему? Потому что живут без Бога. Поэтому и говорит Господь Иисус Христос своим ученикам в сегодняшнем Евангелии: «и истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19: 23-26)
А, вы, дорогие мои прихожане, хоть и не богаты, но часто из-за своего хозяйства, тоже пропускаете службы Божии, не чтите церковных праздников, а из-за своего чрева, не соблюдаете дни постные и посты. Так же, как и богатые, частенько не помогаете тем, кому могли бы помочь. Поэтому, давайте же прежде всего, искать не богатства, а Царствия Божиего, а все остальное нам приложится.
Аминь!

I часть: "Осторожно, - иеговизм!"
II часть:"Проповеди"

Hosted by uCoz