4) Проповедь на Евангелие от Луки (16:19-31) «Притча о богаче и Лазаре).

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе, братие и сестры!
Каждому человеку, пришедшему в этот мир, Бог Господь уготовил нелёгкий путь, который он должен пройти, возложил трудную задачу, которую он должен выполнить и каждому человеку отмерял жизненный срок, за который необходимо всё это сделать, чтобы, честно потрудившись, отойти к Нему в Царство вечной радости. Говоря образно, можно назвать Бога Вселенским дерижёром, который, каждому приходящему в хор, даёт неповторимый голос и, одну лишь его неповторимую партию, которую человек обязан исполнить, не фальшивя, в этой симфонии жизни. Т.е. каждому человеку, господь дает свой нелегкий крест, который необходимо пронести по жизни безропотно и до конца, не спрашивая у Творца (как большинство из нас, во время скорбей): «Да за что мне такое горе и такая жизнь?»
Кресты жизненных испытаний бывают бесконечно разнообразными. Одних господь испытывает властью и славой, других – безправием и унижением. Одних красотой, здоровьем и силой, других – неблаговидностью, увечьем и телесной немощью. Одних изобилием и богатством, других – скудностью, бедностью и нищетой. Но всё это делается Богом не для погубления, но исключительно для спасения человека, его вечной души. Как солдат, - на какой бы пост его не поставил командир, - должен бдительно охранять и стойко оборонять свой пост, так и человек должен смиренно и безропотно трудиться на том жизненном месте, которое определил ему Господь.
Бог, во Св. Троице покланяемый – Отец, Сын и Святый Дух, сотворившей Мир и о всём промышляющий, Который, устроив нам спасение в Господе Иисусе Христе, властно наложил на всех следующих Ему, - для их же блага, - заповеди и повеления Свои; всем даёт Себя знать, вкушать и чувствовать духовно; о всех милосердствует, и печется, всем помогает, и всех удостоверяет Своим непредожным словом: «работай по воле Моей, в вертограде Моём, Я всё вижу, и за всё тебе воздам»! Христос, истинный Бог наш, определённо сказал: «делай так и так, и будешь мне угоден, и спасёшься. Отвергнись себя, будь нищ духом, кроток, миролюбив, чист сердцем, терпелив, люби правду, плачь о грехах своих, пребывай в благоговении предо Мною день и ночь, желай добра и благотвори ближним своим и все заповеди Мои исполняй верно, не жалея себя». (из сочинений Преосвящ. епископа Феофана).
Обратите внимание, дорогие братие и сестры, что эти слова Господа нашего Иисуса Христа, обращены ко всем, без исключения, желающим следовать за Ним добровольно и искать, прежде всего царствия Божьего и правды Его. Нет здесь разделения на рабочего и президента, начальника и подчинённого, учёного и безграмотного. Эти заповеди и эти требования для всех, называющих себя христианами – одни. С одним лишь отличием, что кому в жизни больше дано, - с того и больше спрос. Имеющий власть, богатство и знание, подлежит гораздо более строгому суду, ибо имел в жизни гораздо большие возможности быть помощником, наставником и защитником сирых и убогих, и примером в соблюдении заповедей. Можно быть самым гонимым, обиженным и презираемым в земной жизни, но соблюдая заповеди, проявляя терпение, смирение, любовь и милосердие, - наследовать Царство Небесное. И можно быть при жизни самым почитаемым, обладать неограниченой властью, несметными богатствами и, в итоге, погубить свою бессмертную душу. Как говорится в народе: «Не всякий в миру погибнет, не всякий в монастыре спасется.»
И вот, дорогие братие и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении от Луки, мы слышали притчу «о богаче и Лазаре», которую Господь Иисус Христос рассказал Своим ученикам, но она была обращена и к сребролюбивым и сластолюбивым фарисеям, которые, слушая слова Господни, - смеялись над ним. А в притче говорилось о том, что некоторый человек был богат, одевался в дорогие одежды, каждый день блистательно пировал. А у его ворот лежал, одетый в грязные лохмотья, весь покрытый ранами и струпьями, некий нищий по имени Лазарь. Он желал напитаться объедками, которые выбрасывали со стола богача, рылся в них вместе с бродячими псами и псы лизали струпья его. Умер нищий и Ангелы отнесли душу его в лоно праотца Авраама т.е. в место вечной радости. Всему приходит конец: и жизни тяжкой, и жизни сладкой. Посему пришёл черед богача и он умер. Похоронили его с почестями великими и роскошью. Тело его стало прахом, а душа его бессмертная оказалась в аду. Некоторые могут спросить: «Почему так? Неужели Лазарь попал в рай, потому что был нищим, а богач из-за своего богатства?» Нет, дорогие мои, ни богатство, ни бедность, ничто иное, не определяют загробное состояние души, место, где ей определённо будет Богом находиться до Страшного суда. Бедность и богатство – это тот крест, то испытание, которое Господь дал тому или иному человеку.
Господь Иисус Христос, Истинный Бог наш, не поощряет за бедность и не карает за богатство. Всё дело в том, как человек нёс этот крест, как проявил себя в этом испытании. Взять лазаря: пытался ли он увильнуть от креста нищеты? Взялся ли за топор и пошёл тёмной ночью на большую дорогу, чтобы убивать и грабить, добывая себе вкусную пищу и красивую одежду? Проклинал ли он такую жизнь, роптал на Бога и хулил его? Завидовал богачу или злился на него, когда по его приказу слуги гнали Лазаря от ворот и травили собаками? Нет, он не делал всего этого, проявлял терпение, смирение и поэтому стал, по смерти, небожителем. Вера в обетования Бога и любовь к Нему, - спасла его.
А, взять богача (даже имя которого до нас не дошло): Дал ему Бог испытание богатством. Поверьте, дорогие мои прихожане, что, ох, как нелёгок этот крест. Как быть молитвенником, когда с утра до ночи все силы и мысли брошены на преумножения сокровищ? Как быть постником и воздержником, когда стол полон изысканной еды? Как можно посвящать, по заповеди, седьмой день Богу и идти в Храм, если после постоянных пиров с изобильными возлияниями, утром трудно голову поднять? Как не возгордиться, когда перед тобой все раболепствуют, заискивают; когда у тебя лучший дом, колесница; когда, благодаря деньгам, ты можешь творить беззакония, обижать, унижать, оскорблять, насиловать, исполнять любые прихоти своей плоти? Да и вобще, о каком Боге, любви и милосердии можно говорить, если маммона (богатство), требует служить себе, как Богу. Вот и этот Евангельский богач. Был ли он верным верующим иудеем? Расточал ли свои богатства на бедных, нищих и убогих, питая, одевая, согревая их? Встал ли хоть раз на защиту униженных и оскорбленных? Хоть раз в своей жизни сделал что-нибудь бескорыстно? Любил ли ближнего, как самого себя? Хоть раз обратил внимание на бедного Лазаря с высоты своей славы и богатства? Увы, - нет! Вот и оказалась душа его в аду. Не из-за того, что он был богат, а из-за того, что прожил свою земную жизнь без Бога, в роскоши и греховных наслаждениях, верно служа богатству и своей тленной плоти.
И вот, будучи в аду и испытывая непередаваемые, лютые муки, поднял богач «глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем» (Лк. 16:23-24).
Вот, дорогие мои, слушатели слова Божьего, когда вспомнил богач слово «милость». В аду, в муках он возопил: «Помилуй!» Ах, если б там, на земле, он помнил бы это слово, миловал, милосердовал бы Лазарю нищему и другим несчастным. Но там была жизнь сладкая и беззаботная. Поэтому и услышал богач от Авраама: «чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:25-26).
Да, дорогие мои! Земные удовольствия так же кратковременны, как и сама жизнь. Но страшная, мучительная и вечная за них расплата после смерти. Все идущие по жизни дорогой широкой погибельной, следующие по похотям своей плоти, все эти миролюбцы не знают кто их царь, которому они служат. «Если бы самый отчаянный миролюбец знал сознательно, что царь его – злобный и мрачный сатана, которому он раболепствует на свою собственную погибель, то с ужасом устремился бы из его области; но враг сокрыл свой гнусный образ от сынов века» (епископ Феофан).
Огромное количество людей вокруг нас, дорогие братие и сестры, живут вообще не веря ни в Бога, ни в жизнь вечную, ни в неизбежный ответ каждого человека на Страшном суде за все неисповедованные грехи и наказания за них вечное. Что ж, дорогие мои, мы с вами знаем, что после смерти неверующих уже не бывает, так как каждая душа, по выходе из своего бренного тела, ясно видит и Ангелов, и непередаваемо ужасные рожи бесов, увидит и рай, и ад, и наконец, предстанет пред Господом на частный суд, где ей будет определено место до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. С ужасом и отчаянием начинают говорить, рыдая, бывшие неверующие: «О, горе нам грешным! Оказывается Бог есть, значит всё это правда и нам придётся вечно мучаться за наше неверие и грехи неисповеданные?» Тяжка и печальна их участь.
Но не менее страшной, а скорее всего, и более, - будет участь тех, кто знал Бога, считал себя православным христианином, но жизнь свою вёл хуже язычника в блуде, пьянстве, разврате, собирании мирских богатств, в погоне за властью, удовольствиями плоти. Верят они в Бога, но что толку, ведь по слову апостола Иакова: «… вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»; или «ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:17,19). И вот к таким горе-христианам имеют прямое отношение слова апостола Петра: «Лучше бы им не знать пути правды, нежели, познав, возвратится назад от преданной им святой заповеди. Но с ними получается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр. 2:21-22). Знают такие христиане о страшном и вечном наказании за такую греховную жизнь, но, сами себя оторвавшие от Церкви Православной, - не находят сил отказаться от грешной жизни и этим предают Христа. Как сказано в Евангелии от Матфея: «… горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку и не родиться» (Мф. 26:24).
К большому сожалению, всех живущих по своим страстям и похотям, ничто уже остановить не может до самой смерти. Пример тому братья богача, о котором мы с вами говорили. Он просит праотца Авраама, чтобы тот отправил Лазаря в дом отца своего, где у него осталось пять братьев, которые ведут греховную, распутную жизнь. Чтобы, увидев пришедшего с того света Лазаря, и услышав его свидетельство о месте тяжкой муки за грехи, они бы обдумались, исправились и не попали бы сюда на вечные мучения. И что же на это ответил Авраам? «… у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29-31).
В заключении нашей проповеди, дорогие мои прихожане, сделаем для себя вывод, что, рано или поздно, каждому из нас предстоит предстать пред Господом и дать ответ за всю свою земную жизнь, и тогда оценкой её будут не наши богатство или бедность, а лишь то, как мы выполняли Заповеди Божии, и как достойно несли по жизни данный Богом крест и святое звание православного христианина.
Аминь!

I часть: "Осторожно, - иеговизм!"
II часть:"Проповеди"

Hosted by uCoz